Home
entries friends calendar user info Previous Previous Next Next
don_beaver - Творческое кредо возрожденца НФ

Advertisement

don_beaver
[info]don_beaver
Add to Memories
Tell a Friend
Творческое кредо возрожденца НФ
Мне сообщили, что совместный тираж «Астровитянок» составил 21 тысячу экземпляров: 11 тысяч – «Астровитянка», 10 тысяч – «Теория катастрофы». А прошло всего 16 месяцев с начала продаж первой книги.

Кому нравится кликушествовать о смерти научной фантастики, может продолжать голосить и шаманить. Для тех же, кто готов работать и развивать НФ, я сформулировал главные принципы, которым, как полагаю, должна следовать новая НФ-21 или новая научная фантастика 21 века. Итак:

ННФ-21

«Новая научная фантастика XXI века» должна придерживаться следующих главных принципов:

1. ПОДРОСТКОВОСТЬ. Книги в жанре ННФ-21 должны ориентироваться на подростков или учитывать их в качестве потенциальных читателей. Это самая важная из всех возможных аудитория, естественно ориентированная на НФ и в будущее. Подростковость – это минимум крови, отсутствие сексуальных сцен и нецензурных выражений. Я уверен, что пара откровенных шуток в тексте не добавит взрослых читателей, зато многие родители очевидно не станут покупать такую книгу своим детям. А родители – это важнейший фактор успеха! Подростковость книги предполагает достаточную увлекательность сюжета, но ни в коем случае не сюсюкание и не упрощенность языка. Не путать с детской книгой! Подросток от 13 до 15 лет обладает вполне взрослым интеллектом и повышенной чувствительностью к снисходительности и фальши. Подросток в качестве главного героя книги очень желателен, хотя и не обязателен («Всадник без головы» обошелся без подростков-героев, но является классической подростковой книгой). Оптимальна универсальная книга – интересная и подросткам, и взрослым.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОСТЬ. Авторы и издатели боятся её как черти – ладана. Читатели, покупающие «Астровитянку», доказали, что этот страх пора забыть. Да, подростки перегружены школой, учебниками и подготовкой к экзаменам. Это тяжелый и ежедневный труд: грызть гранит науки и переваривать образовавшиеся твёрдые стружки. Именно поэтому книги, которые совмещают художественную увлекательность с глубокой познавательностью, очень нужны – они под видом отдыха сообщат то, чего раньше школьник не знал, и одновременно пробудят его интерес к наукам, а без этого интереса учёба – это каторга без всякого удовольствия. В России есть большой минус для успешности познавательных книг: низкий уровень общественного авторитета науки и образования. Но это породило и значительный плюс: за последние 15-20 лет на рынке современной познавательной литературы создался такой вакуум, что хорошую развивающую книгу родительский рынок проглотит сразу и попросит ещё. Авторы и издатели! Вы можете брать в расчёт общество в целом или среднего читателя. Но подумайте и о меньшинстве - о миллионе интеллигентных семей, где растут подростки. Среди десяти миллионов школьников прячется миллион умников, читающих гораздо больше остальных. Авторы ННФ-21, рекомендую: думайте о них и только о них. Остальные подтянутся, а если что – неужели вам миллиона мало? Учтём, что понятие познавательности существенно изменилось к 21 веку. Не стоит описывать космические корабли, летающие на ещё не открытых физических принципах. Хватит иллюстрировать сверхсветовые - подпространственные перелёты с помощью сложенных бумажек или косынок! Космос и физику я и сам очень люблю, но ННФ-21 должна активно работать и со всеми другими науками: с кибернетикой, химией, геологией, биологией, социологией, математикой, филологией и др. Нужно сочетать и разграничивать фантастические предположения и научные факты. И надо учесть, что познавательность заключается не только в интересных фактах, но и в рассказе о конкретных реальных профессиях – как это делал Артур Хейли. Хорошо бы выпустить специальную книжную серию таких умственно-полезных книг. Или ввести особый знак (премию за познавательность?), который сообщал бы родителям: вот книга, которую полезно купить школьникам.

3. ОПТИМИЗМ и ЭТИЧНОСТЬ. Вообще говоря, эти принципы уже следуют из ПОДРОСТКОВОСТИ. Но я их выделил отдельно и считаю, что авторы, пишущие для подростков, не имеют права предаваться пессимизму и модному этическому релятивизму. Пусть этой гадостью страдают желудки взрослых.

Уверен, что книги, который будут следовать этим принципам, значительно выиграют. А самое главное – при этом выиграют дети!

P.S. У меня есть кое-какие дополнительные соображения о тех правилах, которых стоит придерживаться любым авторам, если они хотят, чтобы их книги читались с интересом, но об этом поговорим попозже, когда я доразберу пару НФ-книжек.
Comments
amarao_san From: [info]amarao_san Date: September 26th, 2009 11:54 pm (UTC) (Link)
Ну, я думаю, если бы Розов сделал цикл про Меганезию подростковой, она бы очень много потеряла в смысле цельности.
dottedmag From: [info]dottedmag Date: September 27th, 2009 07:15 am (UTC) (Link)
Это из-за локальных табу. В меганезийском обществе его трилогия вполне бы сошла за подростковую.
(no subject) - [info]amarao_san
(no subject) - [info]dottedmag
(no subject) - [info]amarao_san
(no subject) - [info]dottedmag
(no subject) - [info]amarao_san
(no subject) - [info]dottedmag
Dyna Soar - (Anonymous)
os80 From: [info]os80 Date: September 27th, 2009 07:51 am (UTC) (Link)
Розов - не НФ. При том, что Меганезия рулит.
(no subject) - [info]sagarasousuke
(no subject) - [info]os80
(no subject) - [info]dottedmag
(no subject) - [info]os80
(no subject) - [info]dottedmag
(no subject) - [info]potan
sagarasousuke From: [info]sagarasousuke Date: September 27th, 2009 07:52 am (UTC) (Link)
Меганезийский цикл и есть "подростковый".

Он ориентирован в первую очередь на думающего читателя, и показывает те стороны социальных взаимодействий, о которых "не принято" говорить "в приличном обществе". Вопросы на которые никто не отвечает открыто, ведь ответы могут быть истолкованы как "нетолерантность", "разжигание розни" и т.п.

А по сути цикл - про разницу между этикой (которая там есть) и моралью (которая может превращаться в грабли, особенно мораль общественная). Ну и про социальные институты, как без того :)

За счет не-моральности книга теряет часть аудитории - некоторые родители ее не купят, "устрашившись" поругания официальной критикой. Но, думаю, небольшую часть "миллиона" - есть и горизонтальные связи среди читателей, они посильнее будут.
(no subject) - [info]potan
(no subject) - [info]don_beaver
roman_sharp From: [info]roman_sharp Date: September 27th, 2009 07:06 am (UTC) (Link)
Тема непростая по-моему. Вот Роберт Хайнлайн далеко не всегда придерживался подростковости, этичности и познавательности - и, тем не менее, по-моему актуален и до сих пор.
sagarasousuke From: [info]sagarasousuke Date: September 27th, 2009 07:42 am (UTC) (Link)
Этичности, как мне кажется, Роберт Энсон придерживался.
С "общественной моралью" не считался - да. Но и незачем по большому счету? :)
don_beaver From: [info]don_beaver Date: September 28th, 2009 11:26 pm (UTC) (Link)
Хайнлайн - признанный классик, а может и основатель, подростковой фантастики. Я восхищаюсь его "Звездным зверем", "Дверью в лето", "Гражданином галактики". Там все в порядке с этичностью и подростковостью. То что он писал еще и взрослые вещи - несущественно. И его продолжающаяся актуальность базируется на памяти нескольких поколений, выросших под грохот ракет. Речь идет о нынешней ситуации, в которой нф для успеха должна меняться - и в первую очередь молодеть по своим ориентирам.
(no subject) - [info]roman_sharp
dottedmag From: [info]dottedmag Date: September 27th, 2009 07:19 am (UTC) (Link)
Лем, «Фантастика и футурология», т. 1: «Но и здесь авторы не могут себе много позволить, так как стремление к интеллектуальному комфорту для читателей научной фантастики сдерживает изобретательность авторов, в частности, издатели часто отвергают их произведения как раз за изысканность стиля, за лингвистические тонкости; образ типичного читателя научной фантастики, укоренившийся в сознании издателей, по сути, просто оскорбителен, потому что эти неограниченные владыки царства научной фантастики считают ее почитателей примитивными недоумками, перед которыми не следует ставить никаких более или менее сложных проблем (в том числе, разумеется, и лингвистических)»

В 1969 году написано.
don_beaver From: [info]don_beaver Date: September 28th, 2009 11:27 pm (UTC) (Link)
Да, Лем все верно понимал, чем заслужил ненависть со стороны многих фантастов и издателей.
a_l_ex From: [info]a_l_ex Date: September 29th, 2009 12:28 pm (UTC) (Link)

Дополню из Лема

Интервью 2004 года.

"На Западе нет ничего страшнее романа с интеллектуальным содержанием. Дьявол святой воды боится меньше, чем эти люди страшатся мыслить! Издатели - это люди, которые, в общем, не понимают ничего в литературе. Потому они полагают, что такие тексты не нужны. Они ждут откровения и верят в миф о бестселлере. Интереснее всего то, что они не могут отличить потенциальные бестселлеры от книг, которые вовсе не будут продаваться. Тем самым, они напоминают торговцев хлопком, которые не способны отличить хлопок от перьев. Не стану утверждать, что так происходит во всех случаях, но это относится к немалому числу издателей. Мой коммерческий успех достигался в постепенном развитии. Поначалу я писал плохие книги, которые были достаточно "читаемы", потом они стали менее "читаемы", но определенно лучше с интеллектуальной и художественной точек зрения. Вот вам причина, по которой мои произведения читают во всем мире. Если бы я начал с книг вроде "Мнимой величины", никаких бы миллионных тиражей не было, так как меня бы знали в довольно узком кругу."
http://www.computerra.ru/think/35579/

Разница между 69м и 2004м только в том, что и у нас теперь издатели такие же, как тогда были на Западе. И, к сожалению, читатели уже тоже - всё больше и больше.

Обоюдный жизненный девиз: "Ну, да ничего, только бы не думать, и наша возьмет!" (с)
choknutyj From: [info]choknutyj Date: September 27th, 2009 07:20 am (UTC) (Link)
Ваши тезисы легли бальзамом на мою душу :)
Вы не будете возражать, если я приведу их в своём журнале?
Со ссылкой на первоисточник, разумеется :))
don_beaver From: [info]don_beaver Date: September 27th, 2009 03:30 pm (UTC) (Link)
Конечно
From: (Anonymous) Date: September 27th, 2009 07:36 am (UTC) (Link)
Мои поздравления :)

п.1. - плюс подростковость в книге способна вовлекать и часть взрослой аудитории вне миллиона семей

п.3. - очень хорошие слова - оптимизм и этичность (но не морализаторство!)

"Тайна, Чудо, Достоверность"
sagarasousuke From: [info]sagarasousuke Date: September 27th, 2009 07:40 am (UTC) (Link)
упс, как-то ЖЖ меня не узнал.

дополнение: было бы занятно посмотреть на динамику продаж второй книги в сравнении с первой - есть стойкое подозрение что там кривая гораздо круче, и формируется скорее логистикой :)
(no subject) - [info]don_beaver
darkmoor From: [info]darkmoor Date: September 27th, 2009 08:14 am (UTC) (Link)
Ник, вот на вас уже и хитрые рекламные боты накинулись (см.сообщение выше) :-)
С почином.

Люди, не кликайте туда, не советую. Ни к чему ботмейкеров поддерживать.
lexx_fancit From: [info]lexx_fancit Date: September 27th, 2009 11:59 am (UTC) (Link)
Да-да! Спамеров в топку и в баню!
zybr78 From: [info]zybr78 Date: September 27th, 2009 08:57 am (UTC) (Link)
Цитата : "В России есть большой минус для успешности познавательных книг: низкий уровень общественного авторитета науки и образования."

Насчет низкого уровня общественного авторитета образования в России. Вы действительно так считаете? Даже в годы холодной войны нас изображали как людей в ушанках, ходящих по улицам с медведями и пьющих много водки, но никак как народ, считающий образование чем то ненужным. "Спасибо" за столь "лестное" мнение.
don_beaver From: [info]don_beaver Date: September 27th, 2009 03:36 pm (UTC) (Link)
Я имею в виду что государственная поддержка науки очень мала - в процентах от бюджета в разы меньше чем у развитых стран. А это и есть концентрированное выражение общественного авторитета. Понятно, что среди интеллигенции и значительной части народа авторитет образования очень велик - он пока не определяет госполитику, но на этот интерес вся надежда.
(no subject) - [info]zybr78
(no subject) - [info]don_beaver
From: [info]potan Date: September 28th, 2009 10:38 am (UTC) (Link)
С времен холодной войны много воды утекло...
Факт остается фактом - менеджером или маркетологом быть гораздо престижнее, чем ученым или инженером. А для непризнающих пристижность маркетоложества есть привлекательная альтернатива науке - "высокодуховность".
(no subject) - [info]zybr78
Dyna Soar - (Anonymous)
(no subject) - [info]potan
Dyna Soar - (Anonymous)
m_inackov From: [info]m_inackov Date: September 27th, 2009 09:31 am (UTC) (Link)
Интересный подход. Хотя я например, не могу с уверенностью сказать, что им, нынешним подросткам, на самом деле нужно.
don_beaver From: [info]don_beaver Date: September 28th, 2009 11:31 pm (UTC) (Link)
Я не думаю, что подростки значительно отличаются от нас взрослых. Они только оптимистичнее.
(no subject) - [info]m_inackov
moock From: [info]moock Date: September 27th, 2009 10:33 am (UTC) (Link)
Ник, послушайте, а только ли в издательствах дело??? Ведь сейчас "пипл хавает" "Тайный сыск царя Гороха", лёгкие "фантастические" боевички и т.д. Отечественной фантастики размаха и качества Д. Вебера я как-то и не встречал. Понятно, что издавать переводную качественную литературу - это одно. Но отечественные авторы за редким исключением (мой поклон в Вашу сторону) пишут или в стол, или то, что пользуется спросом. Может дело не только в издательствах, не желающих печатать ННФ-21, а в отсутствии авторов, пишущих оную???
don_beaver From: [info]don_beaver Date: September 28th, 2009 11:34 pm (UTC) (Link)
Конечно, дело и в издательствах, и в авторах. Но как показывает мой опыт, даже имея рукопись, одобренную массой маститых критиков и писателей (и со справкой в виде диплома "Заветной мечты" с автографом Успенского), найти издательство, которое бы сделало ставку на умного читателя - фантастически сложно.
alien3 From: [info]alien3 Date: September 27th, 2009 05:10 pm (UTC) (Link)
А мне нравится. Спасибо. :)
constb From: [info]constb Date: October 1st, 2009 04:20 pm (UTC) (Link)
небольшой оффтопик по поводу сочетания познавательности и развлекательности - а как вы относитесь к передаче "разрушители легенд" (MythBusters) на Discovery?
don_beaver From: [info]don_beaver Date: October 1st, 2009 04:28 pm (UTC) (Link)
Я не смотрю телевизор
lost_chameleon From: [info]lost_chameleon Date: October 2nd, 2009 11:30 am (UTC) (Link)
Легко-ли, трудно-ли ли организовать литературную премию?

По-сути это должен быть изначально какой-то союз признанных писателей, ставящий свой значимый "плюс" одному или нескольким выбранным новым произведениям. Ник, вы писатель, более того - писатель-интеллектуал. Вы знаете подобных вам. Почему бы вам не организовать сообщество писателей, способных сразу указать общественности на те книги, которые по вашему мнению были бы полезны подростковой аудитории? Со временем это может вырасти в перспективную и престижную премию наподобии некоторых существующих.
51 comments or Leave a comment
profile
don_beaver
Name: don_beaver
calendar
Back January 2010
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
page summary
tags

Advertisement

Customize