?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Тысячелетняя культурологическая катастрофа - don_beaver
don_beaver
don_beaver
Тысячелетняя культурологическая катастрофа
Тысячелетняя культурологическая катастрофа: способны ли мы извлечь из неё урок?

Посмотрите внимательно на этот график, который построен по таблице из книги всемирного известного социолога Питирима Сорокина «Социальная и культурная динамика» (1957). Я считаю его самым важным графиком, характеризующим историю человеческой цивилизации. Он показывает тысячелетнюю культурную катастрофу, которая случилась с человечеством и затормозила его развитие сильнее любой чумы или татаро-монгольского нашествия.


По горизонтали отложены века. Отрицательные цифры – века до нашей эры. Положительные – наша эра, до 19 века включительно. Синие квадраты показывают число изобретений и открытий, сделанных в данном веке. Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году, который никакого отношения к дальнейшим выводам не имеет. Синий график - логарифмический: если по вертикали отложено значение 1, это означает, что в данном веке было сделано 10 открытий, если 2 – то 100 открытий. Первые открытия и изобретения были зафиксированы в 8-7 веках до нашей эры. Потом число открытий выросло до примерно четырёх десятков и оставалось на таком уровне 800 лет. 2 век – последний век этого периода, именно в 2-м веке Птолемей создал свой Альмагест. Потом число изобретений и открытий падает всего лишь до четырёх в период с 5-го по 8-й век. То есть научно-техническое развитие человечества резко – в 10 раз! – замедляется. В 9-12 веке число открытий растет, но очень медленно – от 6 до 12. Лишь в 13 веке число открытий и изобретений достигает 53, то есть достигает уровня Древней Греции и Рима.
Что за культурная катастрофа случилась с человечеством в 5-13 веках?
14 век показывает медленный рост – 65, а 15 век вдвое разгоняет прогресс - до 127, и далее пошло со стремительным ускорением: 16 век – 429, 17 век – 691, 18-ый – 1578, 19-ый век – 8527 открытий и изобретений.
Теперь обсудим второй график по данным Сорокина – сиреневый и штрихованный. Это график влияния эмпиризма в общем умонастроении общества в данном веке. Эмпиризм – это «истина чувств», это стремление извлекать знание из чувств, из практики, из опыта. Если истину пытаются извлечь из святых текстов или из попыток мысленного постижения мира или божьего промысла – то это уже не эмпиризм. Методология построения графика основана на тщательном анализе тысяч трудов мыслителей разных веков и опять-таки эти данные были получены совершенно независимо от графика научно-технических свершений.
Сиреневый график эмпиризма – линейный. Доля эмпиризма в общем умонастроении была получена в процентах. Если возьмёте число по вертикальной оси и умножите его на 10, то получите этот процент. То есть в Древней Греции и Риме эмпиризм поддерживался 15- 25% мыслителей. С 6 по 10 век таких мыслителей практически не было. И только в 11 веке люди снова заговорили о том, что истину можно добывать из опыта, а не из чтения и толкования святых текстов. Далее рост эмпиризма и количества научно-технических достижений становится дружным и совместным.
Причину провала научно-технического развития человечества с 5 по 13 век верующий человек и очень сведущий в истории социолог Сорокин видит в исчезновении эмпиризма из культуры человечества. Попросту говоря, это означает повсеместное распространение религии, причем очень агрессивной ко всем инакомыслящим.
Что такое первый «провальный» век – пятый век нашей эры? Это первый век без Александрийского мусейона – крупнейшего научного учреждения античного мира. Там была библиотека, обсерватории, университет. Туда приезжали учиться множество великих ученых Греции и Рима. Высокая математическая культура, изящные эксперименты – чего стоит только измерение Эрастофеном радиуса Земли с помощью анализа теней в глубоких колодцах Асуана.
Христианская церковь, получив от императора Рима Константина в 4 веке мандат на полновластие, быстро реализовала его, разрушив Мусейон в 391 году, а в 410 году убив последнего яркого представителя александрийских учёных – Гипатию. Последний её ученик был также зарезан два года спустя, остальные учёные попросту сбежали от террора и крупнейший центр науки Древнего мира перестал существовать. Вот вам и начало первого «пустого» века.
Церковь безраздельно правила Европой тысячу лет, задавив все ростки свободомыслия и науки. Это не слова, это факты – ещё раз посмотрите на график числа открытий, который доказывает тяжелейшую культурную катастрофу, которая разразилась в Европе, начиная с 4-5 века.
Эта катастрофа видна и по многим другим фактам. Если грамотность была обычной среди свободных горожан греческих и римских полисов, то этот странный культурный обычай был прочно позабыт в те «пустые века», которые называют ещё «тёмными веками». Император Карл Великий (747-814) был неграмотен, как и его графы!
После 11 века начался рост эмпиризма (который можно назвать «здравым смыслом») и – как следствие – научно-технический прогресс. Обратите внимание на то, что эмпиризм, достигнув в 14 веке высоких 17%, снова падает до 7% в 15 веке и до 14% в 16 веке? Что это? Видимо, это действие включившегося репрессивного механизма инквизиции, которым церковь пыталась затормозить начавшееся брожение умов. Конечно, это ударило в первую очередь по свободе мыслевыражения, но и рост числа открытий после 16 века тоже имеет признаки замедленного роста.
Только с 18 века церковь ослабела: преследовала, но не жгла. Наука получила сравнительную свободу, и мы видим фантастический прогресс в количестве открытий и изобретений.
А если бы не было влияния церковной абсолютной монархии? Представьте, что нет этого провала 5-13 веков и современный научно–технический рост начинается на 800 лет раньше? Я думаю, мы давно бы летали на Марс...
Если вы полагаете, что деятельность инквизиции – это, в основном, знаменитые процессы над Галилеем и Бруно, то вы ошибаетесь.
Хотите получить представление о масштабах и характере обычных действий инквизиции в средние века? Вот двадцать девять протоколов инквизиции только одного германского города Вюрцбурга, опубликованные в книге «Рассказы о колдовстве и магии» (1852) Томаса Райта, член-корреспондента Национального Института Франции. Это начало 17 века – как раз во времена знаменитого судилища над Галилеем. Многим безымянным жертвам инквизиции не отвели в протоколах даже отдельной строчки. «Чужие» – это лютеране.

В первом сожжении – четыре человека.
Вдова старого Анкера.
Жена Либлера.
Жена Гутбродта.
Жена Хекера.

Во втором сожжении – четыре человека.
Две чужие женщины (имена неизвестны).
Старая жена Бевтлера.

В третьем сожжении – пять человек.
Тунгерслебер, менестрель.
Четыре жены горожан.

В четвертом сожжении – пять человек.
Чужой мужчина.

В пятом сожжении – девять человек.
Лутц, знаменитый лавочник.
Жена сенатора Баунаха.

В шестом сожжении – шесть человек.
Жена толстого портного.
Чужой мужчина.
Чужая женщина.

В седьмом сожжении – семь человек.
Двенадцатилетняя чужая девочка.
Чужой мужчина, чужая женщина.
Чужой управляющий (Шултхейсс).
Три чужие женщины.

В восьмом сожжении – семь человек.
Сенатор Баунах, самый толстый горожанин Вюрцбурга.
Чужой мужчина.
Две чужие женщины.

В девятом сожжении – пять человек.
Чужой мужчина.
Мать и дочь.

В десятом сожжении – три человека.
Штейнахер, очень богатый человек.
Чужой мужчина, чужая женщина.

В одиннадцатом сожжении – четыре человека.
Двое мужчин и две женщины.

В двенадцатом сожжении – два человека.
Две чужие женщины.

В тринадцатом сожжении – четыре человека.
Маленькая девочка лет девяти или десяти.
Девочка моложе ее – ее маленькая сестра.

В четырнадцатом сожжении – два человека.
Мать вышеупомянутых двух маленьких девочек.
Девушка двадцати четырех лет.

В пятнадцатом сожжении – два человека.
Мальчик двенадцати лет, в первом классе.
Женщина.

В шестнадцатом сожжении – шесть человек.
Мальчик лет десяти.

В семнадцатом сожжении – четыре человека.
Мальчик лет одиннадцати.
Мать и дочь.

В восемнадцатом сожжении – шесть человек.
Два мальчика в двенадцатилетнем возрасте.
Дочь д-ра Юнге.
Девушка лет пятнадцати.
Чужая женщина.

В девятнадцатом сожжении – шесть человек.
Десятилетний мальчик.
Еще мальчик в двенадцать лет.

В двадцатом сожжении – шесть человек.
Дитя Гебела, самая красивая девушка в Вюрцбурге.
Два мальчика, каждому по двенадцать лет.
Маленькая дочь Степпера.

В двадцать первом сожжении – шесть человек.
Мальчик четырнадцати лет.
Маленький сын сенатора Штолценбергера.
Два питомца школы.

В двадцать втором сожжении – шесть человек.
Штурман, богатый бондарь.
Чужой мальчик.

В двадцать третьем сожжении – девять человек.
Мальчик Давида Кротенса девяти лет.
Два сына княжеского повара, одному четырнадцать,
другому десять лет

В двадцать четвертом сожжении – семь человек.
Два мальчика в больнице.
Богатый бондарь.

В двадцать пятом сожжении – шесть человек.
Чужой мальчик.

В двадцать шестом сожжении – семь человек.
Вейденбуш, сенатор.
Маленькая дочь Валкенбергера.
Маленький сын пристава городского совета.

В двадцать седьмом сожжении – семь человек.
Чужой мальчик.
Чужая женщина.
Еще мальчик.

В двадцать восьмом сожжении – шесть человек.
Младенец, дочь д-ра Шютца.
Слепая девушка.

В двадцать девятом сожжении – семь человек.
Толстая благородная дама (Эдельфрау).
Доктор богословия.

ИТОГО:
«Чужих» мужчин и женщин, т. е. протестантов 28
Горожан, по-видимому, состоятельных людей 100
Мальчиков, девочек и малых детей 34
В течение девятнадцати месяцев 162

Откуда такая жестокость? От жадности. Инквизиция была не только инструментом контроля над инакомыслием. Церковь радостно забирала себе имущество осуждённых и одновременно богатела на продаже индульгенции тем, кто был ещё не попал под суд, но уже был до смерти запуган инквизиционными кострами. Профессор Драйпер, который, в отличие от диакона Кураева, не сомневается в конфликте между религией и наукой, в книге, которая так и называется: «История конфликта между религией и наукой» (1874) пишет: «Семьи осужденных подвергались полному разорению. Ллоренте, историк инквизиции, подсчитал, что Торквемада и его приспешники в течение восемнадцати лет сожгли на костре 10220 человек; изображений человеческих сожжено 6819; наказано иными способами 97321 человек. Папское правительство получило большие суммы денег путем продажи богатым разрешений, освобождающих их от посягательств инквизиции».

Когда вы будете слушать (а вы их непременно услышите и ещё не раз!) сладкие сказки нынешних святых отцов о том, как церковь создала науку и как она оказалась в средние века наследником принципов гуманизма, вспоминайте этот сорокинский график тысячелетней культурной катастрофы и этот обыденный и провинциальный, нацарапанный ленивым зевающим монахом, инквизиционный список из 162 сожженных горожан, среди которых было 27 девочек от 7 до 10 лет, безымянная слепая девушка и Гебела, самое красивое дитя Вюрцбурга.

Tags:

171 comments or Leave a comment
Comments
Page 1 of 2
[1] [2]
alien3 From: alien3 Date: July 20th, 2010 03:42 am (UTC) (Link)
Вы правы. Их сказки меня не трогают. Историю нужно знать.
arsilnik From: arsilnik Date: July 20th, 2010 03:45 am (UTC) (Link)
спасибо за интересный материал.
а за счёт каких настроений при нулевом эмпиризме всё-таки совершались изобретения? счастливым случаем?
From: bernard_ Date: July 20th, 2010 04:18 am (UTC) (Link)
Некоторый процент изобретений совершают не теоретики, а производственники. Которым важно повысить производительность труда, или качество продукции, или снизить себестоимость итп.
provocateur_b From: provocateur_b Date: July 20th, 2010 03:47 am (UTC) (Link)
В очередной раз повторюсь. Хоть и недолюбливаю большевиков, но попов они расстреливали совершенно правильно. Жаль не всех.
Наверное отлично понимаю, кто мочат конкурентов.
alien3 From: alien3 Date: July 20th, 2010 04:06 am (UTC) (Link)
Стрелять не гуманно. Нужно учить людей.
From: (Anonymous) Date: July 20th, 2010 03:58 am (UTC) (Link)
Невозможно пошатнуть позицию человека, когда она основана не на фактах, не на вере, а на вульгарном желании получить материальные блага. Церковники и тогда их хотели и получали, несмотря ни на что, и сейчас хотят не менее сильно.

Но в любом случае спасибо за такие тексты, они хоть и не сдвинут ничего в головах кураевых - потому как им это просто не выгодно, но есть шанс что заставят задуматься молодых. А уметь думать - архиважно и самоценно!
ice_blackwell From: ice_blackwell Date: July 20th, 2010 04:16 am (UTC) (Link)
Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году

А вот где бы найти подробности? Какими источниками этот немец пользовался, что считал, а что не считал изобретениями, и т.д. А то любой умный верующий при виде этого графика обязательно начнёт задавать именно такие вопросы, и хотелось бы иметь что ответить.
as_merlin From: as_merlin Date: July 20th, 2010 04:52 am (UTC) (Link)
Присоединяюсь к вопросу. Очень интересна методология получения исходных цифр.
altmind From: altmind Date: July 20th, 2010 04:18 am (UTC) (Link)
согласуется с моими идеями, но вот одно "но" - как именно и по каким данным был получен график эмпиризма?
the_samian From: the_samian Date: July 20th, 2010 05:30 am (UTC) (Link)
Хотя я согласен, что раннее средневековье было самым темным временем в истории западной части человечества (и дело, конечно же, в фанатичном христинстве), были и другие малоприятные столетия. Например, начиная со второй половины II века до н.э. до начала II века н.э. практически не было выдающихся ученых. Я связываю это с ростом влияния мистицизма и астрологии.

Кстати, я не уверен, что этот график учитывает Византию и исламский Восток. Нужны более детальные исследования.
drjester From: drjester Date: July 20th, 2010 05:44 am (UTC) (Link)
Вообще-то говоря, провалы "темных веков" существуют на графиках и других величин тоже (население, и т.д.). И могут быть как результатом деятельности церкви, так и неверными датировками тех, или иных исторических событий. Ужмите график на те самые тысячу лет - и никаких провалов не будет. В этом плане к работам Фоменко можно относится по разному, но то, что у исторической "науки" есть серьезные проблемы с датировками (да и с научностью тоже), он продемонстрировал самым непосредственным образом.

Хоть это ни в коем случае не извиняет преступную деятельность церквей, не стоит серьезно относится к подобным "статистическим исследованиям", основанным на исторических данных.
From: (Anonymous) Date: July 20th, 2010 04:04 pm (UTC) (Link)
Подобное «несерьезное отношение» показывает, что кое-кто до сих пор слабо осознает разницу между научной картиной мира и фоменкоидной липой.
hermit0h From: hermit0h Date: July 20th, 2010 05:58 am (UTC) (Link)
"Дитя Гебела, самая красивая девушка в Вюрцбурге." не эквивалентно имени Гебела мне кажется. Если я правильно понимаю общий смысл, то к женскому полу вообще было отношение чуть ли не как к скоту. Соответственно и именовать девушку в записях скорее всего не могли иначе как по имени отца. :(
Официально у нас вроде бы светское государство. А неофициально "чудовищное государство" (с) Задорнов.
chernidar From: chernidar Date: July 20th, 2010 06:06 am (UTC) (Link)

прямо противоположные выводы.

а не путаете ли вы причину и следствие?
в график включены греко-римская цивилизация (и далее англо-сакская). есть гипотеза что "провал" не системная проблема и логическое следствие тупика греко-римского политеизма а проблема именно христианства а конкретнее - церкви.
для сравнения стоило бы взять соседние цивилизованные территории где церкви небыло.
гипотеза - без влияния церкви гравик идет к экспоненте. Это значит что за темные века христианского мира его соседи должны были уйти в "отрыв". Смотрим Китай, Индию, Персию. Увы - там стагнация. Да и на Руси развитие пошло только с приходом христианства. Ну ладно, климат... смотрим на государства Америк. грустно, не правда ли? ИМХО эти контрольные эксперименты опровергают вашу теорию. И показывают прямо противоположную - именно христианство с "мысленным постиженим мира божего" как-то смогло обойти тупик в который попали другие цивилизации.
подискутируем?
the_samian From: the_samian Date: July 20th, 2010 06:52 am (UTC) (Link)

Re: прямо противоположные выводы.

Китай, Индия - неудачные примеры, поскольку эллинская система ценностей (куда входило более-менее свободное исследование) никогда не была там не то что доминирующей, а ее там вообще не было.

Что касается Персии, точнее мусульманского мира - то там в средние века было развитие неизмеримо более быстрым и мощным, чем в католической Европе. Только в 16 веке остановилось.

Кстати, а почему бы не вспомнить про Византию? Мощное государство (гунны не тронули), хороший климат, греческое наследие - а науки почти не было. Зато религия доминировала во всех сферах.
(no subject) - (Anonymous) - Expand
werwombat From: werwombat Date: July 20th, 2010 06:19 am (UTC) (Link)
Спасибо. Видел подобные исследования, но они были как-то топорно выполнены, да и таких пояснений не было.

С другой стороны следует учитывать другие факторы, тех варваров. Или междоусобные войны в Китае (например), которые не раз разрушали очень серьёзные (для того времени) изобретения.
chernidar From: chernidar Date: July 20th, 2010 06:43 am (UTC) (Link)
гм... по моему Китай застыл именно после обьединения.
chernidar From: chernidar Date: July 20th, 2010 06:43 am (UTC) (Link)

да, вот еще одно обьяснение, пришло из чата когда обсуж

Почему все напрочь забыли что на 5 век приходится такое коллосальное для европы событие как нашествие всяких гуннов и вандалов?
--
собсна график и показывает как цивилизация была сметена нашествием варваров
--
а нашествие, так на секундочку, не за пару дней прошло, а примерно три века - их мы и видим с гдето со второго по шестой - графики ползут вниз
--
там вначале вандалы перли, в конце франки и саксы
франки собсна и смогли наконец переварить завоевание
а церковь смогла наконец хоть как то облагородить дикарей и сохранить осколки знаний
А перепалки церковников с учеными были, например блаженный матвей в диспуте о создании мира охреначил оппонента библией (в кованной железной обложке) по башке и таким образом победил. Его "аргумент" оказался весомее
--
-Насмерь победил?
-не, тот выжил и стал первым епископом Александрии - уверовал ;)

faceless_camrad From: faceless_camrad Date: July 20th, 2010 01:55 pm (UTC) (Link)

Re: да, вот еще одно обьяснение, пришло из чата когда обс

"Дикарей" облагородила не церковь, а банальные материальные блага, уровень жизни и политические действия римлян (вспомним, что Рим активно привлекал полководцев-варваров, напр., в первом походе на Рим Атилла был разбит и остановлен римской армией под начальством германского военачальника).
Франки тоже жили бок о бок с Римом на протяжениии столетий, ощущали его влияние, в котором строя именно христианства была ничтожно малой, по сравнению с экономическими, политическими, социальными и военными составляющими.
..................
А "сохранение осколков знаний" имело место скорее как побочный эффект. Вспомим, что основная масса христиан эти самые знания как раз стирала с лица земли (чего стоит хотя бы погром в Александрии).
___lin___ From: ___lin___ Date: July 20th, 2010 07:14 am (UTC) (Link)
Что вызывает сомнения.
1) Источники и методы обработки данных. Особенно сиреневый график. IMHO тут можно играть результатом чуть ли не на порядок.
2) Китай, Индия, Америки и т.д. Почему только Европа?
Чем объяснить то, что никто кроме европейцев так и не получил такую лавину открытий?
3) Опять же ламерское IMHO. Древний Рим конечно выглядит очень хорошо по сравнению с "темными веками", но сомнительно рассчитывать на быстрый прогресс в нем. IMHO скорее всего сейчас было бы что-то вроде "паропанка" (в лучшем случае), не погибни Рим.
Хотя помечтать об освоенной Солнечной системе и легионах на Марсе - приятно.

http://lib.rus.ec/b/160042/read

"Мы проиграли Канны, мы проиграли Каррскую битву, мы потеряли три легиона в Тевтобургском лесу. И что потом? Мы подсчитали потери и пошли дальше. Именно поэтому наша империя стоит до сих пор. Именно поэтому Рим называют Вечным Городом. Вставай, – уже в сотый раз за этот день повторил Тигробой.
Марк вцепился в плечо командира и с трудом встал на ноги (одна из которых была в очень плохом состоянии). Центурион взвалил легионного Орла на другое плечо, и они побрели на запад.
На пустыню опустилась ночь, а над горизонтом взошли Фобос и Деймос.
– Мы дойдем, мы обязательно дойдем, – приговаривал Тигробой, поправляя на поясе скафандра "парабеллум". – Марс поможет нам. Мы, римляне, дети Марса. Это наша планета."
stepan2017 From: stepan2017 Date: July 20th, 2010 08:40 am (UTC) (Link)
1) Источники и методы обработки данных. Особенно сиреневый график. IMHO тут можно играть результатом чуть ли не на порядок.===================
График изобретений - сведения наверное брались из каких-то летописей (аналогов патента в средние века, насколько я знаю, не было). График эмпиризма - из анализа текстов мыслителей. Правда, известных :)
2) Китай, Индия, Америки и т.д. Почему только Европа?
Чем объяснить то, что никто кроме европейцев так и не получил такую лавину открытий?=================
Главная причина - отношение к жителям колоний, как к дикарям, почти что унтерменшам. Другой момент - многие изобретения коренных жителей Африки и Америки носили исключительно местный характер и на момент 19 века не были нужны. Зачем какая-то мудреная ловушка на слонов, если его проще тюкнуть из ли-энфилда?
3) Опять же ламерское IMHO. Древний Рим конечно выглядит очень хорошо по сравнению с "темными веками", но сомнительно рассчитывать на быстрый прогресс в нем. IMHO скорее всего сейчас было бы что-то вроде "паропанка" (в лучшем случае), не погибни Рим.
Обскурантизма хватало и тогда. Читал где-то, что Архимеда недолюбливали за его интерес к механике, потому что это считалось недостойным.
partizannen From: partizannen Date: July 20th, 2010 07:29 am (UTC) (Link)
Церковь ещё осуждала вскрытие трупов, преследовала врачей, и тем самым сильно тормозила развитие медицины и анатомии. Например, Андрей Везалий, придворный врач испанского короля Филиппа II, избежал смертной казни только благодаря заступничеству короля. А скольких менее привилегированных исследователей казнили за изучение человеческого тела?
Что характерно, в античности ничего подобного не наблюдалось, вскрытие часто использовалось при расследовании убийств в Древнем Риме. Вскрывали убитого Цезаря.
the_samian From: the_samian Date: July 20th, 2010 07:44 am (UTC) (Link)
Великие врачи древнегреческие Герофил и Эрастстрат с помощи вскрытий трупов открыли нервную систему человека. Это было в III веке до н.э.
wingover From: wingover Date: July 20th, 2010 08:02 am (UTC) (Link)
Что ни век - то век железный...

График требует детальной расшифровки и обоснования. "Информация для графика была собрана одним кропотливым немцем в 1908 году" - ха-ха. Интересно было бы посмотреть, есть ли в "темных веках" мореходные инновации, изобретение пороха и т.д. Спорю на сто рублей против десяти, что книгопечатание и порох кропотливый немец внес в список после "темных веков" с авторство Гутенберга и Бертольда Шварца.
faceless_camrad From: faceless_camrad Date: July 20th, 2010 01:56 pm (UTC) (Link)
Насколкьо я понимаю, дело не столько в том, когда произошло открытие, сколько в том, благодаря (и вопреки) чему оно произошло.
stepan2017 From: stepan2017 Date: July 20th, 2010 08:29 am (UTC) (Link)
Один важный момент. На Руси, по византийской традиции, церковь была подченена государству, поэтому, между прочим, не было массовых преследований. Но научных открытий было довольно мало, а что открывали, было нафиг некому не нужно. Так что все намного сложнее, чем только преследование религии.
the_samian From: the_samian Date: July 20th, 2010 09:18 am (UTC) (Link)
Дело не столько в том, что церковь преследовала тех, кто открывал, а в том, что она просто мешала открывать. Убивала в зародыше, так сказать.
ycnokoutellb From: ycnokoutellb Date: July 20th, 2010 08:47 am (UTC) (Link)
неуемное желание поплевать на христианство заставляет вас насиловать логику и факты

1. Прежде чем рассуждать о катастрофе 5-13 веков хотя бы озаботьтесь изучением распространения христианства по Европе, еще в 9-10 веках Европа была наполовину языческой + натиск ислама.

2. Да как-бы это было вам неприятно но факт который бьет все ваши графики заключается в том, что современная наука действительно была создана христианами (Галилей, Да Винчи, Коперник, Ньютон и т.д. - христиане) и под покровительством в том числе и официальной Церкви, а такой человек как Фрэнсис Бэкон более сдержано чем вы относился к превозношению античной науки.

3. Не понятно причем сожженые тут? Сотни тысяч ( только официально) расстрелянных в СССР - это свидетельство борьбы коммунистов против науки?

chernidar From: chernidar Date: July 20th, 2010 08:51 am (UTC) (Link)
ну свидетельства борьбы комми против науки скорее кибернетика и генетика... ;-)
From: (Anonymous) Date: July 20th, 2010 09:06 am (UTC) (Link)
Спасибо. Очень хороший материал.
Самое интересное, что для церкви это тоже стало катастрофой. Поскольку большая часть "духовных" наслоений как раз тогда и поперла. Только мало кто это признает.
merry1978 From: merry1978 Date: July 20th, 2010 09:32 am (UTC) (Link)
Обратите внимание на то, что эмпиризм, достигнув в 14 веке высоких 17%, снова падает до 7% в 15 веке и до 14% в 16 веке? Что это? Видимо, это действие включившегося репрессивного механизма инквизиции, которым церковь пыталась затормозить начавшееся брожение умов.

Вывод некорректен: два факта сопутствуют друг другу, но это не означает, что один из них является причиной другого. В бурю вот дождь идет и деревья сильно качаются, но одно не вызывает другого. ;)

Если посмотреть внимательно историю "охоты на ведьм", заметно, что большинство судов за пределами Испании, где были свои идеологические войны с приличной финансовой подоплекой, совершались светскими властями. Это хорошо видно в английской, в немецкой истории. Большинство видных "демонологов" того времени - очень образованные люди, философы, писатели и юристы. Протестанты буйствовали в этой области ничуть не меньше католиков, а о влиянии на них церкви говорить затруднительно.

В целом массовая церковная "борьба с ересями" была в некотором смысле ответом (безусловно, варварским) на всплеск иррационализма, выражавшегося, в том числе, в вере в колдовство, в мистицизме, в повальном увлечении астрологией, гороскопами и тп. Христианством, между прочим, все это осуждалось и осуждается.

Так или иначе, существенно то, что причиной провала является не деятельность церкви, а сама эпоха Возрождения, с ее мистицизмом и пантеизмом. Умонастроения этого времени отнюдь не располагали к точным наукам; всплеск гуманизма обеспечил интерес к искусствам и литературе, но не к науке. Исключением можно счесть изменение космогонических представлений, но их спровоцировали в первую очередь Великие географические открытия. В это же время - отчасти благодаря повальному интересу к астрологии - слегка развивается астрономия. Немного медицина. И все. Лотман, если правильно помню, писал о разрушении средневекового системного представления о человеке и его месте в мире, и панике человека Ренессанса перед внезапно и насильственно расширившимися горизонтами.

Церковь в этот период как раз, на мой взгляд, просто показала свою несостоятельность как лидера в области познания (особенно это видно по сравнению с подъемом 11-12 веков), неспособность изменить умонастроения - только либо "оседлать волну", либо ответить репрессиями.

Кстати, нечто подобное, по-моему, сейчас происходит и в нашей стране. Падение СССР привело к падению системы мировоззрения, к тому, что массы людей оказались лишены опоры. Происходит такая же паника: население отчаянно ищет обоснование этой неустойчивости, ищет легкого решения всех проблем - от этических до материальных. Не случайно снова появился такой массовый интерес ко всякой мистической белиберде.

И церковь сейчас пытается, безусловно, на этом сыграть и направить этот иррациональный интерес в свою сторону. Лучше он от этого не станет, потому что веры как таковой в нем мало, а суеверия много.

Беда в том, что непонятно, как отсюда выкручиваться. Образование как таковое не дает человеку нравственной и моральной опоры, ощущения равновесия, потому что потребность эта с познанием как таковым не связана.
stepan2017 From: stepan2017 Date: July 20th, 2010 09:45 am (UTC) (Link)
Может, действительно во многом вина галлюциногенного влияния спорыньи?
From: (Anonymous) Date: July 20th, 2010 09:58 am (UTC) (Link)

Dyna Soar

Я не юрист, по-этому в моих дальнейших рассуждениях могут быть некоторые ошибки.

Насколько я понимаю, по итогам WW2 и Нюрнбергского трибунала международное сообщество пришло к следующим концепциям:

1) Военные преступления и преступления против человечества не имеют срока давности.
2) Организации, виновные в вышеназванных преступлениях, считаются преступными организациями. Это значит, что такие организации запрещаются и любая попытка их возродить приводит к уголовной ответсвенности.

Отсюда вопрос:

Почему НСДАП, СС, РСХА являются преступными организациями, а большие церкви типа Ватикана, РПЦ - нет?

Деяния их всех аналогичны.

Адвокат Дименс, где Вы?....

serijwolk From: serijwolk Date: July 20th, 2010 02:52 pm (UTC) (Link)

Re: Dyna Soar

Потому что закон обратной силы не имеет.
Dyna Soar - (Anonymous) - Expand
prool From: prool Date: July 20th, 2010 10:48 am (UTC) (Link)
А этим немцем был не молодой Эйнштейн?
From: (Anonymous) Date: July 20th, 2010 01:35 pm (UTC) (Link)
Из этого замечательного графика можно сделать разные выводы. Например, что история Европы с V по XII вв. придумана. А рассказы про "зверства инквизиции" при более внимательном изучении первоисточников (sic!) оказываются малозначительным эпизодом борьбы средневековых государств...
faceless_camrad From: faceless_camrad Date: July 20th, 2010 02:00 pm (UTC) (Link)
Да ну?! А можно подробнее?
tim_timych From: tim_timych Date: July 20th, 2010 04:02 pm (UTC) (Link)
Да, видел я ранее где-то этот график. Собственно, стагнацию прогресса можно объяснить еще и постоянной экспансией цивилизаций вплоть до момента, когда все пригодные для жизни регионы планеты были изучены и заселены. После чего и произошел рывок - поддержание экономических связей, да и вся колониальная система, требовали развитой транспортной инфраструктуры, которая влекла за собой развитие промышленности и т. д.

К тому же немаловажная деталь - столкновения расширяющихся цивилизаций влекли за собой войны, которые, как это ни грустно, являются сильнейшими движителями технологического и научного прогресса.

Так что, даже не будучи верующим, можно признать - косвенно христианство/ислам послужили прогрессу. Именно экспансивным характером своих учений, так сказать.

Впрочем, это совершенно не оправдывает закостенелого догматизма и неуемной жадности "слуг господа". Джордано Бруно так вообще никогда им не прощу.
tim_timych From: tim_timych Date: July 20th, 2010 04:06 pm (UTC) (Link)
Только что в голову пришла наглядная иллюстрация - технически возможная сборка одного колониального космического корабля - это одно. А вот поставленная на поток торговля с колонией - совсем другое, для такого неизбежно нужен рывок, технологически несопоставимый с одиночным экспериментом.
dritte_mal From: dritte_mal Date: July 20th, 2010 05:43 pm (UTC) (Link)
простите, я не нашел в комментариях - есть ли ссылка на работу, где считались изобретения?
From: jmhan Date: July 20th, 2010 11:08 pm (UTC) (Link)
"...Питирим Сорокин «Социальная и культурная динамика» (1957)..."
From: eugenekosi Date: July 20th, 2010 07:09 pm (UTC) (Link)

Стоит помнить и об обратной стороне прогресса

Удивительно, но в некоторых странах старушки Европы к концу средних веков уровень зарплат достиг весьма достойного уровня, потом существенно упал, вернувшись на прежний уровень через 4 века. График - реальная зарплата в Италии
 
dimakarp1996 From: dimakarp1996 Date: February 23rd, 2017 09:51 pm (UTC) (Link)

Re: Стоит помнить и об обратной стороне прогресса

Этот "весьма достойный уровень" был вызван Великой Чумой, которая привела к дефициту рабочей силы, и как следствие, росту зарплат. Если мы про 14 век говорим.
171 comments or Leave a comment
Page 1 of 2
[1] [2]