?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
ЧТО НЕ ТАК С ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ? - don_beaver
don_beaver
don_beaver
ЧТО НЕ ТАК С ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ?
Почему успех Гарри Поттера никак не повторяется? – настолько, что издательства сворачивают подростковые серии? (см. отличную статью Вадима Нестерова http://www.gazeta.ru/culture/2007/10/09/a_2228244.shtml)
Почему расходятся читательские ожидания и издательские предложения?

Потому что издатели подходят к изданию детской литературы с тех же принципиальных позиций, как к изданию взрослой. С теми же апробированными штампами.
Это ошибка.
Взрослая аудитория кардинально отличается от детской и подростковой.
Взрослые – это «СТАБИЛЬНАЯ ЖИЗНЬ» и «УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ».
Дети живут в режиме «ОЖИДАНИЯ БУДУЩЕГО» и «ГИПЕРИЛЛЮЗИИ».
Отсюда два совершенно различных взгляда на литературу (или более широко – на книги для чтения). Взрослые, живущие в угнетенном состоянии «известного завтра» и «узкого выбора», ждут от чтения:
1. Отдыха от рутины и забот – среди нестрашных приключений. (Донцова)
2. Рассказа о светлой любви, которой им не досталось. (Картленд и мириады прочих)
3. Повести о своей трудной жизни (например, офисного работника). (Минаев).
4. Увлекательного и ревнивого подглядывания в чужую кастрюлю (и др). (Робски)
5. Интеллектуального удовольствия (да-да, и такие взрослые встречаются)

Дети и подростки лишь недавно осознали себя личностями, соразмерными окружающим, - это чувство свежо, поэтому главным противостоянием, который их интересует – в том числе, и в книгах - является конфликт взрослеющего «Я» и чужого «МИРА». Он отражается в двух гранях:
- взаимоотношение «Я» с «ближним», «школьным», «тренировочным» миром: средой сверстников, друзей и одноклассников;
- конфликт личности с «дальним», но все более приближающимся «миром взрослых».

Взрослый читатель примеряет на себя маски книжных героев с улыбкой, возможно, с грустной. Он понимает, что не стал и не станет тарзаном, ковбоем или миллионером.
Он читает, шутя.
Подросток читает всерьёз.
Он примеряет на себя маски книжных героев с душевным трепетом. Вопрос не о неуместности юмора, вопрос в отношении к герою. Какие шутки – речь идет о жизни! Любимый герой должен приниматься всерьёз внутри смоделированного, книжного мира. Он должен быть там значим и важен. Во взрослой литературе он может быть пустышкой, бомжом или алкоголиком – в детской никак не возможно. Взрослая книга может кончится трагически – как в жизни, в детской финальный беспросветный трагизм не приемлем, потому что противоречит глубинной гипериллюзии - даже если она прикрыта цинизмом, - в которой живет подросток.

Издатели готовят книжки для школьников по тем же рецептам, что и взрослым:
А вот весёлый детективчик – как у Донцовой, только с детьми-героями. Отдыхай, юный читатель!
А вот гламурная книжечка про массовую школьную любовь – распусти слюни, дружок!

Теперь сравним:
Гарри Поттер – школьная история о взрослении подростка - о вживании его в школьную среду и во взрослый мир. Он ВАЖЕН и там, и там – его любят друзья, его благосклонности ищут министры, на него надеется всё волшебное сообщество – он спаситель мира. Такой мотив во взрослой и циничной книге будет встречен хохотом, в детской же пошел на ура. Жизнь героя трудна и опасна, но он - буквально заколдованный – всё преодолевает. Его принимают ВСЕРЬЁЗ – эта особенность героя совершенно необходима для детской книги.
Пренебрежение книжным героем смертельно обижает юного читателя, потому что отражает пренебрежение подростком в реальности. Игрушечные миры, в котором двигаются и целуются куколки барби-кены, или машут пластмассовыми мечами потешные персонажики-юные-детективы, или героини летают на волшебных контрабасах, тоже устраивают далеко не всех детей. Эти миры пронизаны НЕСЕРЬЁЗНЫМ отношением к читателю.

Итак, детский писатель, при всём чувстве юмора, должен быть серьёзным человеком, должен создавать героев из собственной крови и души, верить в них самому. Его главной целью должно быть не сочинение увлекательного сюжета, а – на его фоне – создание истории о взрослении героя, модели его светлого будущего, примера реалистичного поведения в мире, и решения домашнего задания «как стать счастливым».
Потому что дети, в отличие от взрослых, ещё верят в счастливое будущее.
И не детским книгам их разубеждать в этом.

Что же делать издателям, которые уже изнемогли от усилий найти золотую жилу, хотя исковыряли старательными ямами весь фэнтезийный пустырь?
Попробовать относиться к детям и подросткам всерьёз, не держать их за дебилов, а заставлять думать, делать книги познавательными и обучающими - во всех смыслах.
Вот табличка, которая позволяет утверждать, что потенциал серьёзной – научно-популярной и познавательной - детской литературы поразительно недооценен. «Карик и Валя» - это лишь один пример; «Приключения Электроника», набитые научной информацией об искусственном интеллекте и кибернетике, продаются не хуже. Но написана она была в 60-х годах!

Сравнение четырех проектов детской литературы.
Проекты / Количество книг / Средний тираж / Суммарный тираж / Цена книги / Доход на книгу / Доход проекта
_____________________________(млн)_________(млн)___________(руб)____(млн.руб)____(млрд. руб)
Дж. Роулинг
«Гарри Поттер»_____7__________1.3____________8.8____________200_______260_________1.76

Дм. Емец
«Таня Гроттер»_____12_________0.1____________1.2____________180________18__________0.22

Ян Ларри
«Карик и Валя»______1_________2.7*)___________2.7____________250_______675__________0.68**)

Энциклопедия
«Аванты»__________45_________0.33___________15_____________720_______240__________10.8


*) Начиная с 1986 года.
**) В ценах 2007 года.

Комментарии излишни! Будем надеяться, что издатели учтут реальность, данную нам в финансовых ощущениях.

Tags: ,

5 comments or Leave a comment
Comments
From: (Anonymous) Date: January 12th, 2008 08:32 am (UTC) (Link)

celpjefscycle

Thanks for information.
many interesting things
Celpjefscylc
don_beaver From: don_beaver Date: February 18th, 2008 07:19 pm (UTC) (Link)

Re: celpjefscycle

You are smarter than many publishers.
Good luck!
vasilisa_ogneva From: vasilisa_ogneva Date: July 15th, 2008 06:55 am (UTC) (Link)
Отлично выраженные мысли. Просто поразительно! Ведь так и есть - книги для подростков это же клоны со взрослой литературы... Единственное, что думалось, будто автор виноват, а ведь дело же действительно в книгоиздании.
И действительно, дети куда более серьёзно относятся к литературе, чем взрослые, другими словами, - принимают всерьёз приключения героев. Да собственно, это и понятно, с авторской позиции, но что делать с издателем? Ведь детские книжки более всего нуждаются в хорошем позиционировании, потому что вынуждены конкурировать с классикой. :)
don_beaver From: don_beaver Date: July 30th, 2008 05:40 pm (UTC) (Link)
С издателем надо работать. Общественное мнение насчет детских книг надо поднимать. Задействовать все возможные ресурсы, для того чтобы дети получили то количество хорошей литературы, какое им нужно. Опросы показывают - в наше якобы малочитающее время многие подростки отмечают, что им книг не хватает.
Если гиперболизировать ситуацию, то взрослая литература - это веселящий эфир для отдыха, а детская - это кислород для развития мозга. Максимум издательского внимания отдан взрослой литературе, потому что взрослый человек - это человек с деньгами. Но детскую литературу полностью на волю рынка отдавать нельзя. Так и детские поликлиники можно закрыть. Да и школы.
oknelish From: oknelish Date: July 1st, 2013 02:08 am (UTC) (Link)
"Дети и подростки лишь недавно осознали себя личностями, соразмерными окружающим, - это чувство свежо, поэтому главным противостоянием, который их интересует – в том числе, и в книгах - является конфликт взрослеющего «Я» и чужого «МИРА»."

Я замечала этот конфликт и в произведениях классиков самой что ни на есть "взрослой" литературы. Возможно, самый яркий пример - Джек Лондон. И у Бальзака, и у Золя можно найти подобный конфликт.

Наверное, это потому, что у всякого мыслящего человека "я" до конца жизни остается взрослеющим. А если "мир" не сведен к замкнутому циклу "работа-дом-привычные_развлечения", то он всегда будет до некоторой степени "чужим", в том смысле, что в нем всегда останется что-нибудь непонятое, неисследованное, необъяснимое.

Edited at 2013-07-01 02:11 am (UTC)
5 comments or Leave a comment