don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Categories:

Челябинский суперболид

15 февраля 2013 года челябинцы пережили самую разрушительную в истории человечества космическую бомбардировку. Детали этого уникального события еще будут уточняться многократно, но хочется сказать главное своим мужественным землякам – повторения события не будет, не волнуйтесь. В отличие от землетрясений, которые привязаны к одной точке земли, встреча с космическими странниками происходит на лету, в точке пересечения траекторий двух стремительных космических тел – и даже если у этого астероида был напарник, Урал уже ушел от точки столкновения с ним. Ни радиационной, ни биологической опасности падение космических тел не представляет. Наибольшая угроза составляла ударная волна от взрыва.

Что же случилось утром 15 февраля над Южным Уралом? Судя по сообщениям и характеру разрушений, в атмосферу вошло массивное космическое тело, по приблизительной оценке – от 10 до 100 тонн (текущая оценка - см. P.S. - 10000 тонн), вероятнее всего, каменный мини-астероид размером в несколько метров. При входе в верхние слои атмосферы, из-за огромной скорости - более 10 км в секунду - такое тело окутывается газо-плазменным облаком и раскаляется. Гигантская скорость приводит к тому, что каждый килограмм такого болида имеет энергии в десятки раз больше, чем килограмм динамита. Вот он и рванул... Это произошло не над самой землей, а на высоте в десятки километров, что значительно уменьшило силу ударной волны. Развал тела на части ещё больше усилил трение и разогрев об атмосферу. В результате произошли дополнительные взрывы – по числу крупных обломков. Они окончательно уничтожили тело, первично вошедшее в атмосферу. Его уцелевшие обломки начали двигаться по отличающимся траекториям – один упал в озеро Чебаркуль, другой дотянул до Златоуста.

Безусловно, это только первая оценка события, оказавшего столь сильное воздействие на жизнь южноуральцев. Челябинский болид требует как внимательного научного анализа, так и широкого общественного обсуждения. Пора понять, что астрономия – не абстрактная наука, оторванная от реальности. Мы все живем в космосе, летим на крошечной планете вокруг огромной звезды. Возле нас двигаются соседи - миллионы тел разного размера, соударения с которыми могут быть опасны для нас. Посмотрите на Луну, изрытую кратерами, на ней живого места нет от этих соударений. Вспомним земные события последних ста лет, начиная от падения Тунгусского метеорита и других болидов размером от нескольких метров до нескольких десятков метров. Эти факты показывают, что такие события совсем не редкость, уникальность Челябинского суперболида лишь в том, что он взорвался над городом-миллионником. Отмечу, что этот болид не связан с астероидом, пролетевшим в тот же день недалеко от Земли по совсем другой траектории. Но это совпадение показывает – как много вокруг нас этих невидимых небесных скитальцев.

Это историческое событие и советую аккуратно сохранять свидетельства этой космической бомбардировки. Изучение «челябинского болида» обладает огромной ценностью для науки и вызовет безусловный интерес туристов и потомков. Необходимо создать специальную экспозицию, аккуратно восстанавливающую ход событий – с компьютерной трехмерной реконструкцией полета и разрушения болида. Этим срочно должны заняться астрофизики Челябинского государственного университета под руководством главного астронома Челябинской области, профессора Александра Егоровича Дудорова. Полагаю уместным создание в Челябинске общественного центра астрономии - с «болидной» экспозицией, с планетарием и кинозалом для показа научно-популярных фильмов и таких «астрономических» фильмов как «Армагеддон», в котором размашистый голливудский сюжет все-таки основан на научных фактах об астероидно-кометной опасности, которая угрожает Земле.

В ближайшие дни я проанализирую данные нескольких спутников НАСА, чтобы попробовать засечь следы Челябинского болида и оценить его воздействие на атмосферу Земли, включая её аэрозольный и озоновый слои. Также поддерживаю предложения Института астрономии РАН о развитии космических программ отслеживания опасных тел. Как раз в Челябинской области (в городе Снежинске), в сентябре 1994 года, проходила представительная международная конференция «Проблемы защиты Земли от столкновения с опасными космическими объектами», в которой принимали участие американские астрономы и физики, миасские ракетчики из КБ Макеева, снежинские ядерщики, и крымские астрономы, включая меня. Туда приехал даже Эдвард Теллер, один из ведущих физиков США. В сборнике тезисов конференции он отметил: «Возможность столкновения в будущем астероидов или комет с Землей и размеры причиняемого при этом ущерба вызывают большой интерес у широкой общественности. Одной из причин подобного интереса служит то обстоятельство, что такие столкновения можно предотвратить...». На конференции было решено подготовить коллективную монографию с рекомендациями специалистов – и я даже был назначен редактором астрономической части. И что же? Денег на выпуск такой книги не нашлось!

Недавно НАСА поставило задачу перед американскими учеными - обнаружить все опасные тела размером более километра. На обнаружение более мелких тел – ранга Тунгусского метеорита или Челябинского болида – денег пока не дают. Взрыв Челябинского болида настолько ярко осветил общественную близорукость по отношению к астрономии (выброшенной, кстати, из школьного курса) и к астероидной опасности, что хочется воскликнуть вслед за Теллером: «Решения по вопросами, связанным с защитой Земли от астероидов, необходимо принимать именно сейчас»!

P.S. НАСА по данным инфразвуковых станций уточнило параметры болида: диаметр 17 метров, масса 10000 тонн (плотность 3.9 г/см3), скорость входа в атмосферу 18 км/сек, мощность взрыва - 500 килотонн (мощность хиросимского взрыва составила ~15 килотонн, но на заметно меньшей высоте, а сила волны падает от обратного расстояния в кубе). Самый мощный болид после Тунгуски. http://www.nasa.gov/mission_pages/asteroids/news/asteroid20130215.html
P.P.S. Перпечатывать или еще как-то использовать материал данного поста, конечно, можно.
P.P.P.S. Грамотный человек http://podmoskovnik.livejournal.com/161151.html прояснил ситуацию с двойным следом - это двойной вихрь на одиночном конвекционном следе. Согласен с ним - то, что конвекция есть, видно сбоку - над самой плотной частью следа, где больше всего взорвалось, вырастает бугор. Снимаю гипотезу распада на два тела, но выношу её сюда, чтобы была понятна тема обсуждения ("Оценивая событие по фотографиям, полагаю, что от температуры и давления челябинский болид со взрывом развалился на два крупных куска, который полетели дальше параллельно – двойной след отчетливо виден на снимках")
Tags: Научные истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →