«Что тут обсуждать?» - говорит о разгоне РАН министр Ливанов, опираясь на поддержку премьер-министра Медведева. Обсуждать тут есть что. Академия наук – организация, которая за триста лет своего существования обеспечила СССР и России статус великой научной державы. Благодаря Академии наук, СССР сумел запустить космический спутник раньше всех, создал первый в мире лазер и токамак. Оценить научный потенциал этой организации, а тем более разработать меры по его повышению, отдельно взятые кандидат наук Медведев и доктор наук Ливанов никак не могут. Это как если бы паренек, умеющий одним пальцем набивать на рояле «чижика-пыжика», пришел бы в консерваторию и начал поучать жизни лауреатов конкурса имени Чайковского. Это непрофессионально и просто смешно. Поэтому без широкого обсуждения с научной общественностью, которая заинтересована в реформе РАН больше других, никаких решений по РАН принимать нельзя. Если есть какие-то проблемы в РАН, то надо их решать, а не использовать в качестве повода для разгона. Ведь Министерство обороны не разогнали из-за того, что сам министр проворовался?
Министр Ливанов, разрушая российскую Академию наук, кивает на западные университеты, где якобы делается основная наука. Это показывает его полное непонимание функционирования как западной науки, так и науки вобще. Преподаватель университета – это, как правило, на три четверти ставки преподаватель, и только на четверть ставки - учёный. Основная наука в любой стране делается людьми, работающими в своей области полный рабочий день. Например, США имеет сеть научных профессиональных центров, которая является полным аналогом РАН, только называется она не так. Часть этих центров формально относятся к университетам, но никакого преподавания там не ведется. Например, JPL – Лаборатория реактивного движения при Калифорнийском технологическом университете. Лаборатория с пятью тысячами сотрудников полностью и постоянно финансируется НАСА, которая отдала JPL все программы исследования Марса и планет. В США таких «университетских лабораторий» по несколько тысяч человек в каждой, без преподавания и с постоянным финансированием из госбюджета насчитывается немало, например, APL – Лаборатория прикладной физики при университете Хопкинса и т.д.
Но не только эти лаборатории являют собой аналог РАН. Правительство США щедро финансирует огромные государственные научные центры NASA, медицинско-биологические центры NIH и ядерно-энергетические центры DOE. Именно там, в центрах академического типа, работают сотни тысяч ученых, которые и создают нынешний и будущий научно-технический потенциал США. Вклад профессоров обычных университетов в этот процесс не является определяющим. Так что, основной посыл Ливановской «реформы РАН» является совершенно неверным.
Если хотите поднять уровень науки в российских университетах, то не надо рубить сильного, а надо присоединить к нему слабого. Советую вывести из-под начала Министерства образования и науки все университеты и ВАК. Оставьте реформатору Ливанову средние школы и ЕГЭ. А университетскую науку и защиту диссертаций поставьте под контроль РАН – и это будет наилучшим решением для нынешнего плачевного состояния высшего образования, в которое его ввергло министерство Ливанова.
Горькавый Николай Николаевич,
доктор физико-математических наук,
лауреат Государственной премии СССР,
научный сотрудник Академии наук СССР в 1981-1991 гг.
P.S. Перепечатка или использование данного материала разрешены.