don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Categories:

Зачем и почему?

Вопрос читателя заставил меня снова задуматься о своей писательской мотивации.
Вполне условно я бы разделил жизнь человека на три периода: ребёнок, подросток, взрослый.

Ребёнок живет в среде больших и умных взрослых. Он общается с социально равными сверстниками, вместе с ними в развесистых заячьих ушах прыгает вокруг ёлки, слушает взрослые сказки про деда Мороза.



Подросток живёт внутри своей школьной среды с острым осознанием неравенства среди сверстников – по уму, деньгам, внешности. Взрослые съеживаются и глупеют. У подростков прав никаких, обязанностей масса. В это время баррикады строят не только бунтари, но и те, кто просто хочет защитить своё личное пространство. Ощущение конфликта с обществом нарастает: декларации отслаиваются от реальности и становятся декорациями. От деда Мороза несет водочным перегаром. Мир оказывает злым, а ты – одиноким. Наступает время выбора своего будущего. Жёстко наступает, на горло.

Взрослые – это аут. Они сделали свой выбор страты, ниши, уровня. Ножичек или книжечка, бутылочка-рыбалочка. Изменения возможны, но...

Я учился в городской школе Челябинска. В классе были умники, но их можно было пересчитать по пальцам и они были белыми воронами. В 9-10-м классах нашей школы классы расформировывались – половина подростков отправлялась в ПТУ или техникумы, из других школ приходили сильные ученики и возникало два спецкласса по химии. Это была совершенно другая жизнь – с целым лабораторным днём по химии в кабинете с массой приборов (учитель химии - Юрий Густавович Цитцер). Я вступил в научное общество учащихся (НОУ). Умники стали доминантой, а сборы НОУ повергли меня в шок – я никогда не видел такого количества умников в одном месте (многие были заметно умнее меня и это жутко стимулировало). Я выбрал свою дорогу в жизни – и с тех пор я никогда не покидал общества интеллектуалов (минус 19 месяцев в армии). И всегда зарабатывал на жизнь эманациями разума – даже в лихие 90-е, когда коллеги и знакомые уходили в бизнес, я лишь добавлял к академической зарплате (или к её отсутствию) преподавание, репетиторство, гранты и прочее подобное. То есть я всегда был в среде себе подобных. Там есть свои сложности, но они свои. Сейчас я вижу и понимаю, как мне повезло в детстве (там важно везение – у подростков нет возможностей взрослого). И как трудно нынешнему школьнику сделать свой выбор в жизни, если видишь на экранах только цветущих братков и вороватых чиновников, а в школе «ботаник» стало прозвищем. Совсем плохо, если твои образованные родители живут хуже других.

И я решил написать книгу не только о красоте науки, но и о том, что интеллект является негромким, но самым универсальным и могучим преимуществом в жизни. Об этом не говорят большинству – чтобы не обижать, но понимающее элитное меньшинство всё прекрасно понимает. Не важно, кем ты хочешь стать – учёным, бизнесменом или политиком, интеллект и хорошее образование послужит тебе самым надёжным средством достижения твоих целей. И это нужно понять именно в школе, именно в период выбора – пока ещё не поздно.

С улыбкой слушаю от взрослых обвинения в множестве литературных и нелитературных грехов, встраивание моей книжки в литературную вертикаль качества между С... и Ш... или Ж...
С одной стороны – я, пожалуй, самый лучший писатель среди докторов физико-математических наук, с другой стороны: «Да пошли они под хвост Тарантулу со своим Кубком! Как дети, честное слово…»

Я совершенно точно знаю - для кого пишу. Вовсе не для взрослых читателей (хотя я им всегда рад). Вот на далёком Сахалине живет 14-летний мальчик. Он умён и любит читать. Но он не говорит школьным приятелям про свою любовь к чтению – они не поймут. Этот мальчик страшно одинок в своей среде. Он случайно стал моим бета-ридером, прочитал обе «Астровитянки», и по его реакции я окончательно понял - на кого я трачу свои последние осмысленные годы.

Я пишу для одиноких умных подростков, доказывая им, что они не одиноки. Вот и всё.
Tags: Мемуарное, Окололитературное
Subscribe

  • История по CNN

    Потрясла история Крыма по версии сегодняшнего CNN (начало информационной справки после статьи о Путине в крымском батискафе): "The peninsula became…

  • Библиотека вундеркинда: мощное пополнение

    Астрель выпустило в серии "Библиотека вундеркинда" книгу академика Михаила Гаспарова "Занимательная Греция". Книга известная, но в данной библиотеке…

  • Ирландец про русский космический характер

    Ирландский инженер Питер Редмонд: "Русские всегда были первыми в космосе. Это немудрено, вы ведь полгода живете как на Луне: без скафандра не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • История по CNN

    Потрясла история Крыма по версии сегодняшнего CNN (начало информационной справки после статьи о Путине в крымском батискафе): "The peninsula became…

  • Библиотека вундеркинда: мощное пополнение

    Астрель выпустило в серии "Библиотека вундеркинда" книгу академика Михаила Гаспарова "Занимательная Греция". Книга известная, но в данной библиотеке…

  • Ирландец про русский космический характер

    Ирландский инженер Питер Редмонд: "Русские всегда были первыми в космосе. Это немудрено, вы ведь полгода живете как на Луне: без скафандра не…