don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Category:

Наука должна быть популярной

Одна газета предлагает мне провести интернет-лекцию. Я, раздумывая, хочу «обкатать» здесь тезисы будущей лекции. Она будет посвящена науке и популяризации. Высказывайтесь!

Зачем нужна наука? Ответов много: двигать научно-технический прогресс; открывать тайны природы; удовлетворять любопытство ученых. Но можно уточнить вопрос – зачем нужна наука конкретной стране? Особенно, если эта национальная наука не занимает лидирующих позиций в мире, и её вклад в открывание тайн природы невелик, да и научно-технический прогресс зависит от такой науки малозаметно и опосредованно – особенно от её фундаментальных направлений вроде внегалактической астрономии и абстрактной математики. Так может, обрезать финансирование науки и направить деньги на пенсии или школьное образование?

Нет, нет! – вскричит астроном или математик – и приведёт в ответ яркие примеры того, как исследования квазаров уточняют координаты на Земле, а самая фундаментальная область математики оборачивается самой прикладной выгодой. Наука – это двигатель научно-технического прогресса и экономики. Очередной гений науки может родиться в любой стране – поэтому каждая страна, уже вышедшая из первобытно-общинного строя, должна финансировать свою науку, а граждане этой страны должны выбирать только таких политиков, которые активно поддерживают национальную науку.

Но отсюда следует неизбежный вывод – граждане данной страны должны знать достижения своих учёных и гордиться ими. А это значит, что популяризация науки – не только в узком смысле, как растолковывание её достижений, но и в широком - делание науки популярной в народных массах – является исключительно важной областью деятельности научного сообщества. В СССР была отлаженная система «государственной популяризации» науки – с журналами, книгами и телепередачами. После развала СССР, популяризация старого типа была разрушена, но через некоторое время возникла «родительская популяризация» - рынок книг и журналов, которые покупают родители для развития своих детей. На этом рынке доминировали переводы зарубежных изданий. Отсутствие популяризации национальной науки сыграло роковую роль в недавнем разрушении сложившейся системы Академии Наук - когда она, не пользующаяся массовой поддержкой населения, стала легкой добычей госчиновников. Не затрагивая вопрос о потенциальных результатах реорганизации РАН, можно утверждать, что она проведена вопреки мнению самих ученых. И избиратель отнесся к этому в целом равнодушно, а то и с радостью – мол, зажрались ученые, ничего не делают, а зарплату получают.

Отмечу, что зарубежные государственные научные организации – например, НАСА, - уделяют огромное внимание популяризации своих достижений. Каждый спутник имеет свой сайт, на котором все время появляются свежие новости для любителей астрономии, а также данные наблюдений для профессионалов. Нередко отдельные инструменты на спутнике имеют такие веб-сайты. Существует целая система популярных журналов, книг, сайтов – причем самые видные учёные, вроде Хокинга, не считают для себя зазорным писать книги для широкой публики. И когда происходит что-то неправильное с точки зрения ученых – например, конгресс хочет закрыть какой-то важный проект, - то они начинают бить в колокола и собирать поддерживающие письма среди широких масс – и часто выигрывают эти битвы.

Итак, популяризация науки – это то, что остро не хватает нынешней науке в России, и каждый учёный, кроме своих профессиональных обязанностей, должен сделать что-то для популяризации своей области науки.

Примечательная особенность науки в России – декларируемый перевод центра тяжести науки из Академии наук в университеты. Главная мотивация – такова ситуация во всем мире, где именно в университетах делается основная наука. Этот тезис - чистой воды шулерство. Американские университеты имеют в несколько раз меньше учебной нагрузки на профессора, чем российские, а деньги на лаборатории и на оборудование – на порядки больше. Поэтому выталкивать науку в российские университеты, кивая на западные, но не создавая тамошних условий, - жульничество. При этом забывается, что те же американские профессора работают на информации, которые добывают для них научные центры и спутники НАСА, лаборатории и ускорители Министерства энергетики – то есть профессиональные научные учреждения, сопоставимые с Академией наук по типу и направленности. И никто в США не собирается передавать функции создания и эксплуатации научных спутников из профессиональных центров НАСА в университеты.

Тут есть одна хитрость. Наука оказывается не очень существенной компонентой национальной экономики, если эта экономика основана на экспорте сырья, а не наукоемкой продукции. Зато наука - это важнейшая компонента системы национального образования в любой стране, потому что если профессора хоть немного не будут заниматься наукой, то они не смогут передать студентам научный образ мышления. Поэтому, когда науку сокращают, то в первую очередь сокращают её учреждения, связанные с научно-техническим потенциалом, оставляя её присутствие в вузах. Вот и получается «передовой перенос» науки из «замшелой» Академии наук в университеты!

Кроме ответственности науки за национальные научно-технический потенциал и образование, есть ещё одна область её общественных обязательств.
Выскажу крамольную мысль. В условиях непередовой страны и непередовой науки, когда современные технологии не изобретаются «здесь», а закупаются «оттуда», возможно самой важной общественной функцией науки будет культурная или, более узко, экспертная. Наука – это противоядие против средневекового мистицизма и иррационализма, а также против современной псевдонауки. Общество, сэкономившее на науке, тратится на шарлатанов всех мастей. К интеллектуально ослабленному общественному организму немедленно присасываются социальные паразиты – и ущерб, который они наносят жизненным сокам социума, превышает любые расходы на науку. Раскройте рекламный отдел любой газеты – и увидите орды целителей, астрологов, колдунов, тренеров восточных чакр и проповедников всех сортов. Вспомним прожекты Петрика – а о скольких мы не знаем? Это те самые блохи в ослабевшем организме. Чем слабее наука, чем её отрезвляющий голос и экспертный авторитет незаметнее в обществе – тем больше на нём таких социальных вшей.

Социальная триада науки выглядит так:
Наука – это двигатель научно-технического прогресса и экономики.
Наука - это важнейшая компонента системы образования
Наука – это главное противоядие против иррационализма и псевдонауки.

Деградирующая наука в первую очередь слабеет на первом пункте, сосредоточиваясь на втором. Третий пункт редко замечается, но если грамотных специалистов можно нанять из-за рубежа, то общий культурный уровень населения – это то, что создается десятилетиями, это то, что определяет место страны на культурной оси «средневековье – современный мир». Возможно, главнейшая задача науки в России – это борьба со средневековым и ненаучным мышлением, и решение этой задачи совершенно немыслимо без популяризации. Наука должна быть популярной, или она будет не нужна вообще.
Tags: Околонаучное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →