Зачем нужна наука? Ответов много: двигать научно-технический прогресс; открывать тайны природы; удовлетворять любопытство ученых. Но можно уточнить вопрос – зачем нужна наука конкретной стране? Особенно, если эта национальная наука не занимает лидирующих позиций в мире, и её вклад в открывание тайн природы невелик, да и научно-технический прогресс зависит от такой науки малозаметно и опосредованно – особенно от её фундаментальных направлений вроде внегалактической астрономии и абстрактной математики. Так может, обрезать финансирование науки и направить деньги на пенсии или школьное образование?
Нет, нет! – вскричит астроном или математик – и приведёт в ответ яркие примеры того, как исследования квазаров уточняют координаты на Земле, а самая фундаментальная область математики оборачивается самой прикладной выгодой. Наука – это двигатель научно-технического прогресса и экономики. Очередной гений науки может родиться в любой стране – поэтому каждая страна, уже вышедшая из первобытно-общинного строя, должна финансировать свою науку, а граждане этой страны должны выбирать только таких политиков, которые активно поддерживают национальную науку.
Но отсюда следует неизбежный вывод – граждане данной страны должны знать достижения своих учёных и гордиться ими. А это значит, что популяризация науки – не только в узком смысле, как растолковывание её достижений, но и в широком - делание науки популярной в народных массах – является исключительно важной областью деятельности научного сообщества. В СССР была отлаженная система «государственной популяризации» науки – с журналами, книгами и телепередачами. После развала СССР, популяризация старого типа была разрушена, но через некоторое время возникла «родительская популяризация» - рынок книг и журналов, которые покупают родители для развития своих детей. На этом рынке доминировали переводы зарубежных изданий. Отсутствие популяризации национальной науки сыграло роковую роль в недавнем разрушении сложившейся системы Академии Наук - когда она, не пользующаяся массовой поддержкой населения, стала легкой добычей госчиновников. Не затрагивая вопрос о потенциальных результатах реорганизации РАН, можно утверждать, что она проведена вопреки мнению самих ученых. И избиратель отнесся к этому в целом равнодушно, а то и с радостью – мол, зажрались ученые, ничего не делают, а зарплату получают.
Отмечу, что зарубежные государственные научные организации – например, НАСА, - уделяют огромное внимание популяризации своих достижений. Каждый спутник имеет свой сайт, на котором все время появляются свежие новости для любителей астрономии, а также данные наблюдений для профессионалов. Нередко отдельные инструменты на спутнике имеют такие веб-сайты. Существует целая система популярных журналов, книг, сайтов – причем самые видные учёные, вроде Хокинга, не считают для себя зазорным писать книги для широкой публики. И когда происходит что-то неправильное с точки зрения ученых – например, конгресс хочет закрыть какой-то важный проект, - то они начинают бить в колокола и собирать поддерживающие письма среди широких масс – и часто выигрывают эти битвы.
Итак, популяризация науки – это то, что остро не хватает нынешней науке в России, и каждый учёный, кроме своих профессиональных обязанностей, должен сделать что-то для популяризации своей области науки.
Примечательная особенность науки в России – декларируемый перевод центра тяжести науки из Академии наук в университеты. Главная мотивация – такова ситуация во всем мире, где именно в университетах делается основная наука. Этот тезис - чистой воды шулерство. Американские университеты имеют в несколько раз меньше учебной нагрузки на профессора, чем российские, а деньги на лаборатории и на оборудование – на порядки больше. Поэтому выталкивать науку в российские университеты, кивая на западные, но не создавая тамошних условий, - жульничество. При этом забывается, что те же американские профессора работают на информации, которые добывают для них научные центры и спутники НАСА, лаборатории и ускорители Министерства энергетики – то есть профессиональные научные учреждения, сопоставимые с Академией наук по типу и направленности. И никто в США не собирается передавать функции создания и эксплуатации научных спутников из профессиональных центров НАСА в университеты.
Тут есть одна хитрость. Наука оказывается не очень существенной компонентой национальной экономики, если эта экономика основана на экспорте сырья, а не наукоемкой продукции. Зато наука - это важнейшая компонента системы национального образования в любой стране, потому что если профессора хоть немного не будут заниматься наукой, то они не смогут передать студентам научный образ мышления. Поэтому, когда науку сокращают, то в первую очередь сокращают её учреждения, связанные с научно-техническим потенциалом, оставляя её присутствие в вузах. Вот и получается «передовой перенос» науки из «замшелой» Академии наук в университеты!
Кроме ответственности науки за национальные научно-технический потенциал и образование, есть ещё одна область её общественных обязательств.
Выскажу крамольную мысль. В условиях непередовой страны и непередовой науки, когда современные технологии не изобретаются «здесь», а закупаются «оттуда», возможно самой важной общественной функцией науки будет культурная или, более узко, экспертная. Наука – это противоядие против средневекового мистицизма и иррационализма, а также против современной псевдонауки. Общество, сэкономившее на науке, тратится на шарлатанов всех мастей. К интеллектуально ослабленному общественному организму немедленно присасываются социальные паразиты – и ущерб, который они наносят жизненным сокам социума, превышает любые расходы на науку. Раскройте рекламный отдел любой газеты – и увидите орды целителей, астрологов, колдунов, тренеров восточных чакр и проповедников всех сортов. Вспомним прожекты Петрика – а о скольких мы не знаем? Это те самые блохи в ослабевшем организме. Чем слабее наука, чем её отрезвляющий голос и экспертный авторитет незаметнее в обществе – тем больше на нём таких социальных вшей.
Социальная триада науки выглядит так:
Наука – это двигатель научно-технического прогресса и экономики.
Наука - это важнейшая компонента системы образования
Наука – это главное противоядие против иррационализма и псевдонауки.
Деградирующая наука в первую очередь слабеет на первом пункте, сосредоточиваясь на втором. Третий пункт редко замечается, но если грамотных специалистов можно нанять из-за рубежа, то общий культурный уровень населения – это то, что создается десятилетиями, это то, что определяет место страны на культурной оси «средневековье – современный мир». Возможно, главнейшая задача науки в России – это борьба со средневековым и ненаучным мышлением, и решение этой задачи совершенно немыслимо без популяризации. Наука должна быть популярной, или она будет не нужна вообще.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →