?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Космический ребрендинг Челябинска - don_beaver — LiveJournal
don_beaver
don_beaver
Космический ребрендинг Челябинска
Мне прислали сборник «Южный Урал после метеорита» (составитель Айвар Валеев) по итогам круглого стола на озере Тургояк (октябрь 2013 года). Это статьи самых разных специалистов, которые пытаются понять – что метеорит принёс Уралу, и как это использовать.
В своем выступлении Денис Визгалов, известный имиджмейкер провинциальных городов, убедительно показал, что имидж города – это не для туристов, а для жителей. Город без гордости не живет. Если он закиснет, то из него уедут люди, особенно молодежь. Уедут туда, где веселее, перспективнее, круче. Как говорит Денис, нужно «чтобы люди нашли поводы любить своё место». Сравнивая уральские города, Визгалов полагает, что Челябинск по энергии сильно уступает Перми и Екатеринбургу. «Очень обидно: мощнейший город с миллионным населением, а такой... тихий и, не побоюсь этого слова, закомплексованный.»

Я убежден, что метеорит принёс Челябинску всероссийскую и всемирную известность. Это просто безоговорочный факт. «Челябинск» и «метеорит» стали неразрывно связаны в памяти примерно миллиарда землян – и не использовать во благо города эту всемирную славу было бы попросту глупо. Конкурс «Стань знаменитым с метеоритом» не прозвучал, потому что любой памятник метеориту или спортплощадка «Метеорит» не могут служить источником гордости за свой город.
Нужно нечто другое – неожиданное, дерзкое, чего нет у других и от чего захватывает дух. Я предложил идею уникального висячего «здания-метеорита», которую в сборнике обсуждает Айвар Валеев (см. также http://mediazavod.ru/articles/140294). Спустя много месяцев после круглого стола, я по-прежнему полагаю, что Челябинску нужен подобный яркий «метеоритный» архитектурный проект, который стал бы визитной карточкой города. Это будет не памятник метеориту, а демонстрация творческого потенциала города с грамотным использованием информационной атмосферы заинтересованности, сложившейся вокруг космического события.

Логичный шаг сейчас - объявление конкурса архитектурных концепций визуального бренда Челябинска. Это очень нахальная и в обычных условиях практически невыполнимая идея – создание визуального бренда крупного города. (Вот здесь обсуждаются колоссальные трудности создания визуального бренда такого города как Минск: http://www.tio.by/novosti/Na-Mezhdunarodnogo-festivale-territorialnogo-marketinga-i-brendinga-OPEN-ostruyu-diskussiyu-vyzval-vopros-o-brende-goroda-Minska)

Многие визуальные бренды – как Кремль в Москве или башня Биг Бен со зданием парламента в Лондоне – вырастают столетиями, впитывая авторитет страны и города. Зато Эйфелева башня в Париже была создана сравнительно недавно, а музей Гуггенхайма в испанском Бильбао, о котором пишет Айвар Валеев, просто современная история.
Объявить конкурс на создание визуального бренда – это безусловная дерзость. Но кто не дерзает, тот остается в калоше навсегда. И заполучить яркий бренд Челябинску неизмеримо легче, чем любому миллионнику: он сейчас всемирно известен как метеоритная столица мира. Опираясь на мощную ассоциацию Челябинска с космосом, можно создать впечатляющий визуальный бренд без сверхъестественных затрат.
Конкурс архитектурных концепций не стоит никаких денег, он зависит только от внутренней свободы и самоуважения. Достойны мы или нет? Будем ли сидеть толпой провинциальных суровых мужичков в растянутых трениках, или осознаем своё место на планете – место города, который выплавил реки металла и создал танковые армии, сломавшие хребет немецкому фашизму; города, ставшего интеллектуальной, научной и культурной столицей Южного Урала, который во многих смыслах крупнее многих европейских государств и обладает и своим ядерным потенциалом (Снежинск), и даже разрабатывает свои космические ракеты (Миасс, КБ Макеева). (Свидетельства тому - в ещё одной книжке, которая пришла по почте, - в сборнике «Светлого прошлого» с 92 челябинцами-лауреатами). Если достойны, то объявляем международный конкурс и смело посылаем приглашения к нему в крупнейшие архитектурные фирмы. Между прочим, в Крыму есть небольшой поселок Понизовка. Сейчас там достраивается санаторий «Мрия». Недавно проезжал мимо и просто поразился – настолько оригинальной была конструкция здания. Оказалось, здание спроектировано британским бароном Норманом Фостером, одним из самых знаменитых архитекторов мира.

Я предлагаю администрации губернатора и городской общественности объявить международный конкурс для разработки архитектурной концепции визуального бренда Челябинска в виде здания или объекта (комплекса зданий или объектов). Три условия:
1. Бренд должен воплощать или отражать Челябинский болид.
2. Здания или объекты должны быть функциональными и самоокупаемыми.
3. Главное место для размещения – центр Челябинска, дополнительное место – возле озера Чебаркуль. (Лучше сразу указать на конкретное место, например, сквер на берегу Миасса, между краеведческим музеем и дворцом спорта)

Архитектурная концепция – это не полный (и дорогостоящий) архитектурный проект, это идея, воплощенная в нескольких картинах с компактной сопроводительной запиской (примеры: http://www.usaaa.ru/news/2013/arhitekturnye-koncepcii). Концепция должна сопровождаться оценкой стоимости проекта и расчетом его предполагаемой окупаемости. Никаких денежных призов, достаточного того, что выигравшая архитектурная концепция окажется ближе всех к полному проекту и реализации. Должно быть как голосование профессионального жюри (с участием того же Дениса Визгалова и других участников круглого стола), так и народное голосование по интернету. Конкурс важен не только возможными практическими результатами, но и тем, что он окажется выходом на новый уровень самоуважения, разрушением провинциальных «комплексов» и возможностью смело помечтать.
Если какая-нибудь команда архитекторов возьмет мою идею «вантового здания» за основу концепции визуального бренда, то я буду счастлив поучаствовать в работе такой команды.
Н.Горькавый, астроном

Tags: ,

25 comments or Leave a comment
Comments
danila_turist From: danila_turist Date: July 24th, 2014 04:21 am (UTC) (Link)

Мы вас полностью поддерживаем!

Постоянно приходится разговаривать о том зачем нужен имидж региону и городам. Какие мероприятия нужны местным, а какие работают во всероссийском или мировом масштабе.
Некоторые считают, что из-за самого падения на Южный Урал должен хлынуть поток туристов со всего мира, му уже спорить с этим устали :(
don_beaver From: don_beaver Date: July 24th, 2014 11:14 am (UTC) (Link)

Re: Мы вас полностью поддерживаем!

А я специально и не стал говорить о туристах. Гордость за свой город нужна жителям. Вот в 70-х мы, подростки, гордились тем, что у нас есть уникальный купольный торговый центр и красивый дворец спорта. Это делало наш Челябинск особенным. Для нас, жителей, в первую очередь.
danila_turist From: danila_turist Date: July 24th, 2014 12:04 pm (UTC) (Link)

Re: Мы вас полностью поддерживаем!

Разумеется! Красота, достопримечательности, особенные места - это надо прежде всего живущим тут. Я за то, чтоб создавать что-то оригинальное ориентируясь на местных жителей, а уж потом на приезжих.
collegaproul From: collegaproul Date: July 25th, 2014 05:47 am (UTC) (Link)

Re: Мы вас полностью поддерживаем!

Эх, если бы кто в Феодосии так думал… Раньше в нашем городе эксплуатировался дух античности. Были названия: "Одиссей", "Нептун", "Золотое руно"… А теперь — то "Африка", то "Тропиканка", то "Баунти". Плеваться хочется.
danila_turist From: danila_turist Date: July 25th, 2014 08:17 am (UTC) (Link)

Re: Мы вас полностью поддерживаем!

А у нас думаете не так? "Куба", "Маркштадт", "Фиеста"...
danila_turist From: danila_turist Date: July 24th, 2014 04:23 am (UTC) (Link)
Извините, что не по теме поста...
Я несколько раз пытался вступить с вами в личную переписку, но вы ни разу не ответили. Возможно, что это вам совершенно неинтересно, но мы переживаем - может быть до вас просто не доходят личные сообщения? Например, ЖЖ глючит или ещё по какой-нибудь причине.
don_beaver From: don_beaver Date: July 24th, 2014 11:16 am (UTC) (Link)
Не помню писем от Вас, хотя через ЖЖ какие-то сообщения от других получаю (и да, ЖЖ чего-то глючит с фотками в последнее время). Напишите на astrovit()yandex.ru
danila_turist From: danila_turist Date: July 24th, 2014 12:40 pm (UTC) (Link)
Наш руководитель написал письмо на этот адрес.
don_beaver From: don_beaver Date: July 25th, 2014 02:52 pm (UTC) (Link)
Получил, отвечу. Через ЖЖ ничего такого не получал. Полагаю личные ЖЖ-сообщения с интернет-ссылками автоматом уходят в спам - как и комменты.
danila_turist From: danila_turist Date: July 25th, 2014 03:33 pm (UTC) (Link)
Очень строгие настройки у вас стоят! Сложно пробиться через фильтры :)
Будем ждать ответа!
einara From: einara Date: July 24th, 2014 04:55 am (UTC) (Link)
Николай я как челябинка и коллега Айвара, только "за" вашу идею. Но сильно сомневаюсь. Не при этой власти (не в этой жизни..)Сейчас у нас расцвет коррупции, во власти на всех уровнях (вцепившись мертвой хваткой причем и отпинывая всех кого можно) сидят тупые и жадные приспособленцы.Интеллекта -ноль, зато хватать и тащить могут ого-ого. Деньги разворуют, на оставшиеся что-нибудь сымитируют типа инсталляции "Писькин дом", над которой ржет уже сколько времени не переставая весь Челябинск. Вот если сменится власть, тогда будут и проекты. У нас сейчас 20 лямов хотят потратить на декоративные выборы (а губер уже назначен)в то время когда люди погибают в бараках, от наводнения, остались без крыши над головой. Теперь еще бомжей и домохозяек лечить отказались, так что будем подбирать зимой трупы. Это Россия Николай, еще раз по слогам..Р-О_С_С-И-Я. Это хуже чем заснеженная Нигерия, здесь возможна только показуха, дешевые понты и смерть. Здесь все талантливое задыхается и обречено. О Сколково что-нибудь слышно, кроме распиленных миллиардов? Наноноски хде?
don_beaver From: don_beaver Date: July 24th, 2014 11:19 am (UTC) (Link)
Откладывать жизнь на потом нельзя. Надо действовать, невзирая на сомнения. Речь сейчас не идет о деньгах - конкурс вещь бесплатная. А вот когда на руках будет яркая концепция бренда с оценкой стоимости проекта, тогда и можно думать, что с этим сделать. И как сделать, чтобы не разворовали.
P.S. а что за инсталляция? Можно ссылку с фото?

Edited at 2014-07-24 11:21 am (UTC)
einara From: einara Date: July 24th, 2014 11:31 am (UTC) (Link)
http://www.yaplakal.com/forum3/topic358870.html

здесь есть и фото, а сколько пиЯру было шумного...! У нас то памятник в шубу нарядят, то осла (бедное животное) живого выкрасят в розовый цвет и оно бедное со страху в воздухе чуть не обделалось :( то фонтан оранжевым сделают, ну последнее еще куда ни шло.Я каждый раз тихо ах....., что еще эти идиоты придумают для имиджа.Хорошо вот природа (метеорит) сурово (но аккуратно так...:) видимо есть праведники на этой земле) постаралась. Да, я согласна что грех такое не увековечить, в любой стране из этого конфетку сделают туристическую. Но у нас почему-то к чему эти не прикоснутся, все у них в какой-то стеб превращается.
don_beaver From: don_beaver Date: July 25th, 2014 01:20 am (UTC) (Link)
Спасибо за ссылку, повеселился. Ну мелкая форма, по всякому не зажигает.
Я хорошо понимаю, что Вы говорите, именно поэтому нужен МЕЖДУНАРОДНЫЙ конкурс - с иностранными участниками, которые могут задать высокую планку по творчеству и низкую - по стоимости. По идее, они должны считать без коффициента на местный распил.
Речь не идет пока о том, чтобы построить за деньги. Речь идет пока о помечтать за бесплатно. Это мы можем?

Edited at 2014-07-25 01:31 am (UTC)
einara From: einara Date: July 25th, 2014 01:30 pm (UTC) (Link)
давайте, мы тока за, будем освещать :)может что и получится, хотя скепсиса у меня хоть отбавляй по отношению к нынешнему нашему "мироустройству".У наших властей талант во все совать свой нос, даже когда абсолютно не требуется, они начинают беспокоиться как так, о ужОС, без нас? да как можно, дык это же ж экстремиЗьм, ... и тут же палки в колеса. Угробливать любые хорошие идеи на корню -на это они горазды.
don_beaver From: don_beaver Date: July 25th, 2014 02:52 pm (UTC) (Link)
- Коротка и бессильна жизнь человека; на него и на весь его род медленно и неумолимо падает рок беспощадный и тёмный. Не замечая добра и зла, безрассудно разрушительная и всемогущая материя следует своим неумолимым путём; человеку, осуждённому сегодня потерять самое дорогое, а завтра – самому пройти через врата тьмы, остаётся лишь лелеять, пока не нанесён удар, высокие мысли, освещающие его недолгие дни; презирая трусливый страх раба судьбы – поклоняться святыне, созданной собственными его руками; не боясь власти случая, хранить разум от бессмысленной тирании, господствующей над его внешней жизнью; бросая гордый вызов неумолимым силам, которые терпят до поры его знание и его проклятия, держать на себе мир, подобно усталому, но не сдающемуся Атласу. Держать – вопреки давящей всё на своём пути бессознательной силе – мир, сотворённый его идеалами. Бертран Рассел.
livejournal From: livejournal Date: July 24th, 2014 11:57 am (UTC) (Link)

Будем ли сидеть толпой провинциальных суровых мужичко

User a_i_v_a_r referenced to your post from Будем ли сидеть толпой провинциальных суровых мужичков..? saying: [...] Николай Горькавый пишет сегодня [...]
lexa74 From: lexa74 Date: July 24th, 2014 04:12 pm (UTC) (Link)
Лично я бы голосовал за подобные решение по городу









Edited at 2014-07-24 04:12 pm (UTC)
mars4ru From: mars4ru Date: July 24th, 2014 04:12 pm (UTC) (Link)

Чтобы сбросить комплексы надо быть готовым к этому

Идея с одним зданием не выстрелит, как и упомянутая выше спортплощадка - это надо понимать. Для выполнения любой поставленной цели необходим системный подход. Пока не видно ни четко сформулированных целей, ни тем более, задач по её осуществлению.
Для того, чтобы сбросить комплексы, Челябинцы должны быть готовы к этому.
don_beaver From: don_beaver Date: July 25th, 2014 01:36 am (UTC) (Link)

Re: Чтобы сбросить комплексы надо быть готовым к этому

"визуального бренда Челябинска в виде здания или объекта (комплекса зданий или объектов)"

Где одно здание? Сколько угодно предлагайте!

Визуальный бренд - это совершенно конкретная задача, цель, если угодно. Место, которое а. выглядит здорово, б. его хочется посетить. По-моему, совершенно четко сформулировано. Причем народ (см. Минск выше) такие задачи активно ставит, только звезды им не располагают. А нам - да!

Может это у вас комплекс системности? :)
mars4ru From: mars4ru Date: July 25th, 2014 08:05 am (UTC) (Link)

Re: Чтобы сбросить комплексы надо быть готовым к этому

Попробую порассуждать, где ошибаюсь поправьте:
1. Визуальный бренд (далее ВБ), как правило, не создается заранее именно как ВБ.
2. ВБ более необходим именно в туристическом бизнесе и вряд ли где ещё.
3. В Челябинске, имхо, возможно привлечение только внутренних туристов (из РФ) и практически маловероятно (особенно сейчас) иностранных.
4. Для Российских туристов доступен авиа, ЖД и автомобильный транспорт. Первое дорого, второе и третье - не быстро. И опять же дороги...
Вывод:
1. Проект должен быть рассчитан на туристов из области или чуть более обширного региона (кроме туристов не вижу других способов окупить инвестиции)
2. Проект должен иметь "престижный" облик или VIP-ориентацию (например, элитный ресторан в здании как Вы предложили + особенная кухня + гостиница).
3. Проект должен быть расположен в "зеленой" зоне (лес + река).
4. Очень не вредно будет автору или быть в доле, или как минимум, получить плюсы в карму как соавтору проекта.
PS Системный подход не вреден - Николь - Никки всегда его использует, ведь верно?

don_beaver From: don_beaver Date: July 25th, 2014 12:38 pm (UTC) (Link)

Re: Чтобы сбросить комплексы надо быть готовым к этому

С удовольствием отмечаю, что вы ошиблись почти везде.

1. Сейчас, в эпоху разумного и системного подхода, ВБ создается именно как ВБ. Я же дал ссылку на создание ВБ для Минска. Примеры: Бильбао, Сидней, да и Эйфель был не дурак насчет ВБ. Ежу понятно, что если вы создаете нечто сверхоригинальное и свехзрелищное, то это будет постепенно ассоциироваться с городом, как бренд.

2. Вот Визгалов и другие спецы мне и другим доказали, что в условиях сокращения населения, города начинают активно бороться за население, сознательно улучшать свой имидж и делать ребрендинг с плохого на хороший.

3. На круглом столе был молодой политик из Германии. Он рассказал, что у немцев есть фишка - из тех, "что я должен сделать в жизни" - один раз проехаться по Транссибу на поезде от начала до конца. И такие поезда с немецкими туристами по Трансибу ездят, с остановками во всех городах и экскурсиями. Но они обычно проезжают севернее - через Екатеринбург, который приманивает их мрачным домом Ипатьева. Стоит создать аттрактор в Челябинске - и эти поезда пойдут через Челябинск.
mars4ru From: mars4ru Date: July 25th, 2014 02:43 pm (UTC) (Link)

Re: Чтобы сбросить комплексы надо быть готовым к этому

1. "если вы создаете нечто сверхоригинальное и свехзрелищное, то это будет постепенно ассоциироваться с городом, как бренд" - ключевые слова вначале "создаете нечто" потом "постепенно ассоциироваться" - Вы сами это сказали. ВБ Минска - это еще не созданный и не работающий проект, о нем рано говорить.
2. Изменить бренд Челябинска,как города суровых мужиков (нашараша), на иной будет нелегко, тут и метеорит не поможет :-)
3. Как легко! Остап Бендер с Васюками отдыхает!

Edited at 2014-07-25 02:45 pm (UTC)
don_beaver From: don_beaver Date: July 25th, 2014 02:55 pm (UTC) (Link)

Re: Чтобы сбросить комплексы надо быть готовым к этому

1. Значит, нужно обьявлять конкуррс на "нечто", а не на бренд? А о Бильбао уже можно говорить?
2. Гугл показывает, что метеорит стер эти красные труселя.
3. Создать туристический аттрактор - это не просто. Но некий поток туристов через Урал есть - это факт. Немец не соврет.
mars4ru From: mars4ru Date: July 25th, 2014 05:43 pm (UTC) (Link)

Re: Чтобы сбросить комплексы надо быть готовым к этому

1. Думаю нужны 2 конкурса: на ВБ (по автору) и на объект досугового предназначения (среди архитекторов и инвесторов России).
2. Очень хотелось бы верить, но думаю окончательно поможет разбить этот стереотип какой-нибудь меткий слоган, пусть запущенный через интернет, или флешмоб активистов движения типа "мы не настолько суровые как про нас говорят доморощенные юмористы"
3. "туристический аттрактор" - меткое словосочетание. Кстати математический аттрактор может служить ВБ если его проецировать лазером на поверхностях комплекса или тот же метеорит, например.
Ваше предложение интересно, но ребрендинг города это не только ВБ. Это чистые улицы, красивые и современные школы, больницы и детсады, спортплощадки и велодорожки, зеленые досуговые зоны - иными словами социалка. А это зависит от мэра и его команды.
25 comments or Leave a comment