don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Categories:

Космический ребрендинг Челябинска

Мне прислали сборник «Южный Урал после метеорита» (составитель Айвар Валеев) по итогам круглого стола на озере Тургояк (октябрь 2013 года). Это статьи самых разных специалистов, которые пытаются понять – что метеорит принёс Уралу, и как это использовать.
В своем выступлении Денис Визгалов, известный имиджмейкер провинциальных городов, убедительно показал, что имидж города – это не для туристов, а для жителей. Город без гордости не живет. Если он закиснет, то из него уедут люди, особенно молодежь. Уедут туда, где веселее, перспективнее, круче. Как говорит Денис, нужно «чтобы люди нашли поводы любить своё место». Сравнивая уральские города, Визгалов полагает, что Челябинск по энергии сильно уступает Перми и Екатеринбургу. «Очень обидно: мощнейший город с миллионным населением, а такой... тихий и, не побоюсь этого слова, закомплексованный.»

Я убежден, что метеорит принёс Челябинску всероссийскую и всемирную известность. Это просто безоговорочный факт. «Челябинск» и «метеорит» стали неразрывно связаны в памяти примерно миллиарда землян – и не использовать во благо города эту всемирную славу было бы попросту глупо. Конкурс «Стань знаменитым с метеоритом» не прозвучал, потому что любой памятник метеориту или спортплощадка «Метеорит» не могут служить источником гордости за свой город.
Нужно нечто другое – неожиданное, дерзкое, чего нет у других и от чего захватывает дух. Я предложил идею уникального висячего «здания-метеорита», которую в сборнике обсуждает Айвар Валеев (см. также http://mediazavod.ru/articles/140294). Спустя много месяцев после круглого стола, я по-прежнему полагаю, что Челябинску нужен подобный яркий «метеоритный» архитектурный проект, который стал бы визитной карточкой города. Это будет не памятник метеориту, а демонстрация творческого потенциала города с грамотным использованием информационной атмосферы заинтересованности, сложившейся вокруг космического события.

Логичный шаг сейчас - объявление конкурса архитектурных концепций визуального бренда Челябинска. Это очень нахальная и в обычных условиях практически невыполнимая идея – создание визуального бренда крупного города. (Вот здесь обсуждаются колоссальные трудности создания визуального бренда такого города как Минск: http://www.tio.by/novosti/Na-Mezhdunarodnogo-festivale-territorialnogo-marketinga-i-brendinga-OPEN-ostruyu-diskussiyu-vyzval-vopros-o-brende-goroda-Minska)

Многие визуальные бренды – как Кремль в Москве или башня Биг Бен со зданием парламента в Лондоне – вырастают столетиями, впитывая авторитет страны и города. Зато Эйфелева башня в Париже была создана сравнительно недавно, а музей Гуггенхайма в испанском Бильбао, о котором пишет Айвар Валеев, просто современная история.
Объявить конкурс на создание визуального бренда – это безусловная дерзость. Но кто не дерзает, тот остается в калоше навсегда. И заполучить яркий бренд Челябинску неизмеримо легче, чем любому миллионнику: он сейчас всемирно известен как метеоритная столица мира. Опираясь на мощную ассоциацию Челябинска с космосом, можно создать впечатляющий визуальный бренд без сверхъестественных затрат.
Конкурс архитектурных концепций не стоит никаких денег, он зависит только от внутренней свободы и самоуважения. Достойны мы или нет? Будем ли сидеть толпой провинциальных суровых мужичков в растянутых трениках, или осознаем своё место на планете – место города, который выплавил реки металла и создал танковые армии, сломавшие хребет немецкому фашизму; города, ставшего интеллектуальной, научной и культурной столицей Южного Урала, который во многих смыслах крупнее многих европейских государств и обладает и своим ядерным потенциалом (Снежинск), и даже разрабатывает свои космические ракеты (Миасс, КБ Макеева). (Свидетельства тому - в ещё одной книжке, которая пришла по почте, - в сборнике «Светлого прошлого» с 92 челябинцами-лауреатами). Если достойны, то объявляем международный конкурс и смело посылаем приглашения к нему в крупнейшие архитектурные фирмы. Между прочим, в Крыму есть небольшой поселок Понизовка. Сейчас там достраивается санаторий «Мрия». Недавно проезжал мимо и просто поразился – настолько оригинальной была конструкция здания. Оказалось, здание спроектировано британским бароном Норманом Фостером, одним из самых знаменитых архитекторов мира.

Я предлагаю администрации губернатора и городской общественности объявить международный конкурс для разработки архитектурной концепции визуального бренда Челябинска в виде здания или объекта (комплекса зданий или объектов). Три условия:
1. Бренд должен воплощать или отражать Челябинский болид.
2. Здания или объекты должны быть функциональными и самоокупаемыми.
3. Главное место для размещения – центр Челябинска, дополнительное место – возле озера Чебаркуль. (Лучше сразу указать на конкретное место, например, сквер на берегу Миасса, между краеведческим музеем и дворцом спорта)

Архитектурная концепция – это не полный (и дорогостоящий) архитектурный проект, это идея, воплощенная в нескольких картинах с компактной сопроводительной запиской (примеры: http://www.usaaa.ru/news/2013/arhitekturnye-koncepcii). Концепция должна сопровождаться оценкой стоимости проекта и расчетом его предполагаемой окупаемости. Никаких денежных призов, достаточного того, что выигравшая архитектурная концепция окажется ближе всех к полному проекту и реализации. Должно быть как голосование профессионального жюри (с участием того же Дениса Визгалова и других участников круглого стола), так и народное голосование по интернету. Конкурс важен не только возможными практическими результатами, но и тем, что он окажется выходом на новый уровень самоуважения, разрушением провинциальных «комплексов» и возможностью смело помечтать.
Если какая-нибудь команда архитекторов возьмет мою идею «вантового здания» за основу концепции визуального бренда, то я буду счастлив поучаствовать в работе такой команды.
Н.Горькавый, астроном
Tags: Болид, Галерея "Метеорит"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments