«Уважаемый Горькавый Николай!
Ваше обращение, поступившее в адрес Правительства Челябинской области,
зарегистрированное 06.08.2015 под N 19603, рассмотрел Шаль С.В. -
заместитель Губернатора Челябинской области и направил на исполнение по
компетенции. Исполнитель: администрация города Челябинска .
Ваше обращение будет рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации
исполнителями. Ответ поступит на указанный Вами адрес.
Исполнитель-оператор…, телефон…»
Итак, вопрос о космическом здании и о конкурсе архитектурных концепций передан в руки Евгения Николаевича Тефтелева, нового мэра Челябинска, и, вероятно, на рассмотрение начальнику Главного управление архитектуры и градостроительства Сергею Валерьевичу Самсонову и главному архитектору города Николаю Ивановичу Ющенко. О реакции городских властей станет известно в течение месяца – и я, конечно, опубликую этот ответ мэрии.
Реакцию самих горожан на такой проект демонстрирует опрос на сайте интернет-телевидения: https://ural1.ru/news/2843 (скриншот от 11 августа; хотя статистика в полсотни проголосовавших невелика, но можно сделать вывод о том, что примерно половина горожан относится к проекту с энтузиазмом. Специально не сообщал об этом голосовании в своём ЖЖ, чтобы притоком своих интернет-друзей не сбивать объективность голосования).
Хочу для информации рассказать о проектах Нормана Фостера на постсоветском пространстве:
1. В Астане, столице Казахстана, реализовано уже 5 проектов Фостера, конечно, на деньги правительства, хотя самый грандиозный кластер небоскребов строится на подаренном городом участке земли, вероятно, на арабские деньги:
http://365-tv.ru/index.php/stati/istoriya-tv/103-arkhitekturnye-proekty-normana-fostera-v-stolitse-kazakhstana-astane
http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/odno-tvorenie-arhitektora-fostera-prezentovali-astane-246844/
2. В Крыму построен «Фостеровский» отель в Понизовке – на деньги «Аэрофлота», насколько мне известно: http://sdelanounas.ru/blogs/55210/
3. Самый интересный и «близкий» случай – в Екатеринбурге, где медная компания строит свою штаб-квартиру по проекту Фостера: http://urfo.org/ekb/535907.html http://ura.ru/news/1052212148
Реклама такая: «Новая визитная карточка Екатеринбурга». Обращаю внимание на очень неоднозначную реакцию специалистов на новое здание – и холодное, и парковок мало и т.д.
Вот типичная ситуация, когда архитектурный проект инициируется частным инвестором. Его деньги – значит, он и заказывает проект без конкурса, у той фирмы (самой престижной), у которой захочет, - причем закладывая в проект те условия, которые сочтет нужным он, а не город. В результате город получает не то чтобы «кота в мешке», но ситуацию в которой никакого выбора нет. Как вы думаете – станет это здание визуальным брендом Екатеринбурга? Уверен, что нет. Оно никак не привязано к городу – и может быть построено где угодно. На него приятно смотреть, и оно украсит собой городское пространство – но символом, нет, не станет. Есть простой критерий проверки на бренд: представьте себе здание – потенциальный бренд – уменьшенное до размеров значка в пару сантиметров. Эйфелева башня будет легко узнаваема и в таком размере, Сиднейский оперный театр из «ракушек» – тоже. А «фостеровское» здание Екатеринбурга на значке станет просто квадратным и безликим небоскребом.
Полагаю, что мэру и администрации Челябинска нужно взять в свои руки дело создания потенциального визуального бренда – но вкладывать в него не деньги, а мозги.
Сначала надо провести конкурс концепций – и выбрать самую яркую и оригинальную работу, которая органично впишется в городской пейзаж. Потом - учредить акционерную компанию (если город этим не займется, то найдутся желающие) для постройки здания; город может быть соучредителем и акционером, вложив в проект не деньги, а земельный участок, согласованный с генпланом города. Акционеры, которые будут владеть зданием и использовать его, смогут внести свои предложения при создании детального проекта, сделав здание максимально удобным для своих нужд, но без разрушения основного замысла. Здание, построенное в итоге, сможет оправдать не только надежды частных инвесторов, но и чаяния горожан об архитектурном символе города.
Город Челябинск – с его героической историей и промышленным потенциалом, с его трудолюбивыми жителями и недавним визитом шумного космического гостя - заслужил право на яркий визуальный бренд мирового значения.
Скоро мы узнаем, что мэр Челябинска и архитекторы думают об этом.