Увы – это полная дезинформация читателя.
Залезаем в старые книги, например, в «Теорию относительности» Эддингтона, в 1924 году которая была опубликована уже вторым изданием в Англии. Это второе издание было переведено у нас в 1934 году, со свежими дополнениями автора. Тираж 1934 года – 4000 экз и эта книга 70 лет в России не переиздавалась, став чрезвычайной редкостью. Я, счастливчик, купил её четверть века назад у букиниста, кажется, на Кузнецком мосту.
Читаем:
Итак, первым исследователем разбегания галактик – серьезным и известным – был Весто Слайфер из Лоуэлловской обсерватории (который потом был долго её директором). После десяти лет наблюдений, к 1922 году, он измерил лучевые скорости 41 туманности (галактики), из которых только 5 оказались направленными к нам, а остальные 36 – удаляются от нас с огромной скоростью. При этом Эддингтон абсолютно правильно трактует наблюдения Слайфера в рамках теоретической модели Ситтера, в которой Вселенная расширялась (эта работа предшествовала работам А.А.Фридмана). В издании 1934 года Эддингтон упомянул и более поздние работы Хаббла и заменил таблицу наблюдений Слайфера на таблицу, где сведены вместе наблюдения нескольких групп. Отметим, что статистика наблюдений к 1934 году качественно не превосходила слайферовские: к 41 наблюдениям Слайфера добавились ещё 49. У меня есть английское издание книги Эддингтона, которое повторяет издание 1924 года без дополнений. И там можно увидеть оригинальную таблицу результатов только Слайфера:
То есть результатом Хаббла должно считаться не наблюдательное открытие расширения Вселенной, а лишь усиление известной статистики наблюдений и получение линейного закона Хаббла: чем дальше галактика, тем быстрее она убегает от нас.
Сравнивая английское и русское издание, заодно можно убедится, что эддигтоновские комментарии этой таблицы присутствовали уже в 1924 году и они были весьма интересны:
То есть, первым гипотезу о «законе Хаббла» - что скорость наблюдаемого разбегания галактик будет расти с расстоянием до них, высказал, видимо, Эддингтон!
Итак, реальность вокруг наблюдаемого расширения Вселенной была сложной: Слайфер открыл разбегание галактик, Эддингтон предположил, что оно будет расти с расстоянием, Хаббл подтвердил эту гипотезу и она стала законом. Почему не законом Эддингтона-Хаббла? Или законом Слайфера-Хаббла? Почему роль Слайфера оказалась практически забытой через несколько десятков лет? Почему история наблюдательного открытия разбегания Вселенной упростилась до простого мифа, который не стесняются излагать в своих книгах нынешние учёные?
Эта история показывает, что существует закон информационного упрощения. Со временем детали реальных событий ускользают, а изгибы выравниваются. Если бы это касалось бы только приоритета – это было бы полбеды. Но такая же вещь происходит и с теориями: опять-таки старые книги показывают, что во времена создания ОТО обсуждались разные трактовки теории и разные взгляды на неё. Но прошло время – и закон информационного упрощения сработал: осталась на плаву лишь одна трактовка, ставшая популярной не по научным причинам, а потому что именно она была освещена в большинстве первых учебников и книг по ОТО, написанных многочисленными компиляторами теории.
А если эта трактовка через полсотни лет оказалась тупиковой?
Тяжело идти против течения, против закона информационного упрощения, попробовать вернуться в эпоху обсуждения основ теории – в поисках выхода.
Тяжело, но надо.