? ?
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
don_beaver
don_beaver
don_beaver
Критика
Читаю фантастический журнал. Знакомые всё критические лица. Вот критик В. хвалит знакомого критика А., который по совместительству еще и местечковый писатель. Критик, который как-то осудил "Астровитянку" и наградил её пятью из десяти, такой же балл ставит и "Марусе". Значит, для него они - одного поля ягоды. Я бы купил его мозг для исследования - он меня заинтересовал.

Всё таки обычные читатели оказались поумнее многих профессиональных литкритиков. Читатель находит в "Астровитянке" некий витамин, необходимый для ума и души, несмотря на все реальные или воображаемые недостатки книги. Он покупает книгу и рассказывет о ней друзьям. Я слышал утверждения, что интернет-полемику вокруг "Астровитянки" оплатил я сам (или устроил неким другим таинственным способом). Это очень лестное для меня и книги мнение. Официально заявляю: я ни копейки не вложил ни в печать книги, ни в её переиздания, рекламу или обсуждения. Никого из блоггеров, который хвалят или ругают мою книгу, я не знаю - ни лично, ни заочно. Я не пишу сам о себе отзывы под разными никами и не устраиваю флешмобов с помощью друзей. Я не подпаивал Лукьяненко для его отзыва об "Астровитянке". Всё самотёк, всё непосредственная народная реакция. Не верите - ваши проблемы.

Итак, переходящий приз за критический отзыв года присуждается некой даме, которая не разбирается в науке, и критична к языку "Астровитянки", но которая много читает и умна. Это заключительный кусок из её длинного, слегка растерянного комментария:

«Астровитянке» - ни первой, ни второй - не получить литературных премий. Для меня она так и останется камнем преткновения; чужеродной астероидной глыбой, прилетевшей невесть откуда из чужого мира и врезавшейся в мирный огород отечественной фантастики. В безмятежный такой, ухоженный огородик, давно поделенный на аккуратные грядки и клумбы, у каждой из которых есть свой хозяин-эльф, ревностно оберегающий «призовой» овощ. Или фрукт. И вот эта раскоряка, воткнувшаяся посреди огорода посланцем реального мира, будет торчать здесь вечным напоминанием: ребята, ваши изыски – дело, конечно, хорошее… Но там, за пределами, есть большой и подлинный мир. И если ему настанет каюк – от недостатка человеческого внимания и элементарного недеяния – то где будете вы, мм? И весь ваш изысканный огородик для эстетов?»

Браво, леди!

Tags: ,

45 comments or Leave a comment
Comments
(Deleted comment)
travelller From: travelller Date: August 27th, 2009 06:04 am (UTC) (Link)
ну, насчет "литературности" и "реалистичности" могу поспорить: учебник по физике скучнее и труднее читать чем роман, в котором те же самые постулаты описаны через призму человеческого к ним отношения. И именно в этом вся "фишка" "Астровитянки" или например Азимовских, Хайнлайновских повестей.
ft_28 From: ft_28 Date: August 27th, 2009 06:15 am (UTC) (Link)

Ух-ты !!!

И вправду "Браво, Леди!"

По поводу идеи подпаивания Лукьяненко смеялся , спасибо . Попытался представить эту картину и смеялся еще раз :)
nanoengineer From: nanoengineer Date: August 27th, 2009 06:15 am (UTC) (Link)
А что за журнал-то?
don_beaver From: don_beaver Date: August 27th, 2009 12:41 pm (UTC) (Link)
"Мир фантастики" - главный и последний ф-журнал.
aumakua From: aumakua Date: August 27th, 2009 08:05 am (UTC) (Link)
Критиковать — значит объяснять автору, что он делает не так, как делал бы я, если бы умел. © Карел Чапек.

Можете поставить эпиграфом, будет весьма уместно :)
amarao_san From: amarao_san Date: August 27th, 2009 09:27 am (UTC) (Link)

(читательское)

Прочитал. (по наводке
[Error: Irreparable invalid markup ('<lj-user="vitus_wagner">') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Прочитал. (по наводке <lj-user="vitus_wagner">). Подростковая вещь, причём нарушающая правила подростковой вещи. Та часть, которую я знаю (компьютеры) сделала тяп-ляп. Сильный предфинал второй части был сильным, пока его не свели к хэппиэнду.

Щумил мне нравился больше (хотя у него тоже проблемы с языком и раскрытием персонажей).
(Deleted comment)
(Deleted comment)
tigracash@seznam.cz - (Anonymous) - Expand
dsgtq_qfle From: dsgtq_qfle Date: August 27th, 2009 09:43 am (UTC) (Link)
Великолепно тетенька написала =) Правдя я себе больше представляю не огородик, а болотце.. Кстати, автор, а куда опечатки второй книги складывать? "Оранжировка" прямо выбила из колеи =)
don_beaver From: don_beaver Date: August 27th, 2009 12:39 pm (UTC) (Link)
Тоже грущу об оранжировке. Будет исправлено непременно. Пока складывайте в треде-объявлении о "Теории катастроф" - там найду. Или через месячишко-другой повешу объявление о сборе ошибок во второй книге.
sluggard From: sluggard Date: August 27th, 2009 10:22 am (UTC) (Link)
Вы бы исчо Дивова с Олдями подпоили :) А где полный коммент адекватной Леди прочитать можно?
don_beaver From: don_beaver Date: August 27th, 2009 12:40 pm (UTC) (Link)
Думаю, что слово "раскоряка" приведет Вас к нему.
amryt_toya From: amryt_toya Date: August 28th, 2009 10:53 am (UTC) (Link)
хорошо написала дама :)
понравилась фраза про мозг для исследования - позвольте цитировать? ))
don_beaver From: don_beaver Date: August 29th, 2009 11:52 am (UTC) (Link)
Конечно. Это уже самоцитата из второй книги "Теория катастрофы".
moz_n_rat From: moz_n_rat Date: August 30th, 2009 06:18 pm (UTC) (Link)
Вообще-то, мне кажется, что "Астровитянка" попала "в струю". По моему ощущению, сейчас вообще в российской фантастике происходит довольно резкий поворот в сторону твёрдой НФ.
В 90-е, в связи с общим кризисом советской индустриальной цивилизации, сциентистское мировоззрение было в значительной степени "в загоне". Научно-техническая интеллигенция влачила жалкое существование, а гуманитарная была полностью дезориентирована. Неудивительно, что в этот период в фантастике доминировала фэнтези (при всём уважении к ней - в значительной степени она представляет собой бегство из неприятной реальности в страну Нет-и-не-будет), в лучшем случае - альтернативная история реваншистского характера (причём авторы не могли даже договориться, в пользу кого реванш - царской Империи или СССР).
Но сейчас ситуация меняется. Экономическое восстановление, а особенно - новые масштабные проекты (атомный, "северный" и др.) резко усиливают спрос на технических специалистов на рынке труда и образования и на сциентистское мировоззрение в обществе в целом. Повышается спрос на технические и естественно-научные специальности, падает спрос на юристов-экономистов и т.д. Это неизбежно должно спровоцировать и поворот в фантастике.
Причём сейчас - самое начало этого процесса: многие критики и иже с ними ещё не просекли эту ситуацию. ;-) Отсюда и резкая реакция многих: они не понимают, что происходит. Что за этим астероидом последуют сотни других...
From: ext_61661 Date: August 31st, 2009 12:17 pm (UTC) (Link)
В топку злые языки! А маруся и рядом не стояла! На книжной полке то бишь.

P.S. Жду возможности приобрести Астровитянку-2 электронно, так как стараюсь не покупать бумагу. По "зеленым" соображениям :)
moz_n_rat From: moz_n_rat Date: September 1st, 2009 10:27 am (UTC) (Link)
А вы, при написании "Астровитянки", случайно не пользовались этой рекомендацией?


Бестселлер - это не лучшее, не самое остросюжетное, не самое умное, не... (хотя, оно может быть и тем, и другим, и третьим) произведение. Бестселлер ... явление общественного сознания...

При распаде социума ... "бестселлер" вообще не может возникнуть. (Хотя, если такое чудо произойдет, оно, несомненно, реструктурирует общество.)

Как создать бестселлер? Негативное требование: не может быть и речи о попытках "писать под запад", а это значит, что отпадает "космическая опера" и классическая фэнтэзи вообще. Остается альтернатива: либо жесткая реалистическая сказка, либо - традиционная сайенс фикшн, обогащенная новыми формами. В обоих случаях от автора требуется

- своя собственная позитивная модель мира;

- измененный язык (компьютерный триллер, психоделический триллер), структурирование текста - использование достижений постмодернизма и фэнтэзи в рамках позитивистской сциентической ориентации;

- информационная насыщенность;

- последействие;

- учебный характер (как в фильме "Манхеттен будет мой": наш журнал не требует от вас похудеть на 5 килограмм за 3 дня - мы принимаем и любим вас такими, какие вы есть); учебник, повествующий как преодолеть комплексы, как добиться успеха, как измениться будет пользоваться успехом (если при этом не будет выглядеть учебником);

- сериальность (сериалы удачно сочетают традиционность с динамичностью...; они высокоинформативны, так как в рамках сериала повышаются возможности показать мир с различных ракурсов; наконец, они более выгодны коммерчески, подобно тому, как несколько однотипных лайнеров всегда рентабельнее лайнера - одиночки);

- юнионизм, борьба с социальным комплексом неполноценности (как раньше фантастика боролась с комплексом превосходства).


По-моему, 100%-ное попадание... ;-)
don_beaver From: don_beaver Date: September 1st, 2009 11:51 am (UTC) (Link)
Нет, не читал до сих пор, но идеологических совпадений действительно приятно много. Осталось пустяки - Астровитянке стать настоящим бестселлером. Переслегин - умный парень, у меня даже его книжка где-то есть, но ещё неодолённая. Я думал, что он - философ, а он оказался ядерный физик! Совсем хлеб у гуманитариев отбили проклятые физики.

From: (Anonymous) Date: September 11th, 2009 09:04 am (UTC) (Link)
Мозг я, конечно, исследовать не дам, он в голове, которая как известно "предмет темный... и исследованию не подлежит".

Но прокомментирую, чтобы не было недопонимания. Баллы, это искусственно придуманное требование, чтобы давать примерный ориентир читателю. На самом деле суть - в рецензии. И если вы читали рецензию на "Марусю", то видели сами, что именно там критикуется.

Для меня "Астровитянка" и "Маруся" ягоды одного поля только по двум критериям. Во-первых, обе для подростков, а, во-вторых, это далеко не лучшие книги (но из совершенно разных соображений). В остальном же они полностью различны.
dark_andrew From: dark_andrew Date: September 11th, 2009 09:05 am (UTC) (Link)
Предыдущий пост мой.
45 comments or Leave a comment