Что изменилось в 21 веке?
Во-первых, взрослые разочаровались в научно-техническом будущем. Они уже сейчас с ног до головы обросли ноутами и ебуками, голубыми зубами и вайфаем. Факс-старье, скайп рулит, но роботы по-прежнему за тебя не работают, приходится самому упираться рогом в ярмо, как в крепостные времена.
Во-вторых, у взрослых появились другие игрушки, помимо НФ. Например, фэнтези, которое предлагает развлечение на любой вкус, в любых мирах и ситуациях. Во-вторых, боевая фантастика, которая не заморачивается никакой достоверностью, а предлагает битвы вариабельной кровавости и безусловной сказочности. Ну какая разница, откуда взялись эти зомби, вампиры или мутанты? Кроши – и все дела. Вот только драки в кино и компиграх лучше показывать, чем в книгах описывать.
И в 21 веке оказалось актуально ориентироваться на более юного читателя, доверчивого, любопытного и мечтательного. Семикнижье Роулинг потрясло старые представления о невыгодности детской литературы. Я давно и внимательно слежу за процессами в литературе и уверенно заявляю, что авторы, которые переориентируются с взрослой на детскую аудиторию, могут значительно выиграть. Особенно это касается НФ. Дети, в отличие от взрослых, всё ещё учат уроки физики, химии и биологии. Дети, в отличие от взрослых, органически-неизбежно верят в будущее, потому что оно - их будущее. Они ещё не успели разочароваться в жизни, они всё ещё романтики и мечтатели. А научная фантастика - это литературы мечты. Поэтому, самое перспективное направление в современной НФ – это подростковая НФ. А так как подросток не самостоятельный покупатель, то ваша книга должна понравиться его родителям. Значит в книге должно быть что-то, что полезно подростку. Например, познавательность.
Научная фантастика 21 века должна стать литературой реалистичной мечты для молодых. Вот и всё.