don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Category:

НФ: «Десанты» и «Звезда»

Будучи зачисленным в ряды возрожденцев НФ (в набережном ялтинском кафе и в некоторых критических статьях), я заинтересовался и прочитал НФ-книги коллег-возрожденцев: «Десанты» Верова (Гусакова)-Минакова и «Звезду» Первушина.
Тот факт, что я их прочитал, является высоким показателем в моих глазах, потому что редкую фантастическую современную книгу я дочитываю до конца (вернее, дальше начала). Даже у уважаемых мною Дьяченок не всё идёт в мой капризный читательский организм. Вот Олди - мастера. У меня есть их две книги – про говорящие мечи (Кибирский цикл?) и «Шутиха» - но не идут. Видно, что писали талантливые люди, но острое ощущение, что из огромных пушек палят по мелким воробьям, напрочь препятствует чтению.
Итак, «Десанты» и «Звезда» благополучно прочитаны, оценены в целом положительно, и хочется высказаться о том, что мешало при чтении, и посоветовать чего-нибудь на будущее этим авторам, благо они молоды и полны творческих планов.


В обеих книгах обнаружился серьезный недостаток: отсутствие главного героя и(или) его позднее появление. Кстати, на днях обнаружил, что в США существует огромное количество журналов для начинающих писателей и поэтов. Первое же пролистывание нескольких таких журналов в кафе при книжном «Бордерсе» навело на «пять главных правил» писателя, одно из которых гласит: «главный герой должен появляться в начале книги».

В Десантах же сначала появился мечник Рюг. Ладно, согласен на такого главного героя. Но в дальнейшем он ушел на второй план. Следующий эпизод – претендентом на главного персонажа становится девушка Лиз. Ну и пусть, ничего против девушек не имею. Увы – она сразу отступила на задний план и через несколько страниц вперед вышел третий герой – Виг. Он вроде и удержался в роли главного героя, но ему пришлось делиться местом с Наладчиком Шуром и т.д.

Что напрягало в Десантах – так это необходимость разбираться в множественности сюжетных линий. В одно и то же время события разворачивалось в четырёх местах, если не ошибаюсь. При каждой смене эпизода приходилось вычислять головоломку – где это мы находимся, кто тут действует – команда Рюга, Вига, Люци или Шура. Более того, я подозреваю, что несколько эпизодов относилось к разным векам, но тут я полностью растерян. А ведь даже Стругацкие, помнится, вполне позволяли себе перед каждым эпизодом указать что-то вроде – База «Большой Сырт», 15 часов 30 минут, 2056 год... Какое это было бы облегчение, если бы авторы пошли навстречу читателю и все эпизоды так бы обозначили!

Примерно такая же история с главными героями и в «Звезде»: книга состоит из двух частей или временных слоёв: действие в первой части происходит в США в 2003 году, когда шаттл Колумбия готовится к роковому спуску в атмосферу, и действие второй, более обширной части, - в нераспавшемся СССР 1980-х и 1990-х годов – с продолжением в 2003 году.

Опять, читательское чувство – к какому герою прилепиться душой и сочувствием - всё время обманывается. Начинается книга с такого героя, как молодой американский журналист, пресс-секретарь НАСА-центра. Но он мелькает редко и не тянет на главного героя. Потом появляется русский (советский) журналист, но тоже остается тёмным и эпизодическим. В общем, в первой части главного героя я не нашел. Во второй части такой герой есть – подросток-летчик-космонавт Москаленко. Но он выглядит немного как герой ЖЗЛ, и из прочтения второй части становится понятным, что главным её героём был СССР, который не распался, плюс набор рецептов, как надо было поступать с жуликами, Чубайсом, мятежными советскими окраинами и т.д.

Что с познавательностью, которую я (и многие читатели) ценят в НФ? Здесь Звезда дает много очков вперед Десантам, описывая массу деталей реалистичной космической действительности (например, о шумопоглощающем бассейне под стартовым столом – очень хорошая деталь). Немного портит ситуацию то, что во второй «советской» части книги трудно понять – является ли эта деталь (например кресло такого-то и качели такого-то) взятой из текущей реальности или относится к выдуманному миру уцелевшего СССР?

В Десантах много обычно-загадочной фантастики – силовых полей, М-связи, телепортации. Достаточно интересной является концепция ИРМЫ – всеобщего интернет-интеллекта (в нынешних терминах). Безусловно, идея не нова, но безусловно эта штука – в тех или иных вариантах - является нашим ближайшим будущим. У меня самого в третьей книге есть такой интеллект и даже называется похоже. Но без чипов в голове – смирно сидит в наручных часах или во всеобщей Сети.

В терминах двух предыдущих моих постов о научной фантастике 21 века, обе книги моих коллег-возрожденцев относятся к «классической» НФ – ориентированной на взрослых. Это показывают несколько секс-моментов и матерков – в основном в Десантах, но и Звезде кое-что есть. Плюс отсутствие подростковых героев и низкий заряд познавательности, интересной для молодежи (последнее относится в основном только к «Десантам»; в «Звезде» много космопознавательности, но она не очень удачно изложена – если иметь в виду читателей-школьников, а информативный социозаряд Звезды вообще срабатывает только для взрослых, для которого Андропов – реальная, а не историческая личность). Итак, обе книги пытаются возродить НФ на классическом поле. Значит, их успех будет ограничен ограниченным любопытством взрослых, которым космические программы и искусственные интеллекты стали малоинтересны – судя по тиражам типичной НФ.

Советы. Читая обе книги, я мысленно сложил для себя образ подростковых римейков (или приквелов?) для Десантов и Звезды, которые были бы обречены, с моей точки зрения, на успех.

Идея художественной книги о спасении «Колумбии» с помощью русских – гениальна. Если взять за основу космическую линию «Звезды» и не создавать альтернативную реальность (надёжная пилотируемая программа России, «Буран» и «Союзы» достойны детального описания без всяких несозданных «Звёзд»), то можно написать изумительную познавательную книгу о двух РЕАЛЬНЫХ космических программах США и СССР-России. Только нужен главный герой, эмоциональной вовлечённый в события – например тот космический инженер, который обнаружил расчетную вероятность гибели корабля. Американское начальство его не слушает, и тогда он с помощью неформальных контактов с русскими и при поддержке мировой прессы, преодолевает бюрократов и спасает «Колумбию». Например, «Союз» прилетает и привозит на орбиту нужную заплатку и специалиста по её установке. Ещё лучше сделать героями двух подростков – например, американскую девочку, дочь инженера, и русского мальчика, сына военного летчика, вхожего в космокруги. Подростки познакомились и болтают по интернету – и в нужный момент помогают родителям установить необходимый контакт и спасти «Колумбию». Заряд гуманизма и политического оптимизма в таком сюжете – гигантский. Причем, кроме общих космических фактов о кораблях, можно сделать и впечатляющий рассказ о профессиях космонавтов и летчиков с массой достоверных деталей и маленькими секретами – в духе Хейли. Но тут надо много говорить с реальными летчиками и даже космонавтами. Хорошо бы и съездить на Байконур и Канаверал...

Самым ярким моментом в Десантах для меня стал эпизод с Вигом, когда он был мальчиком. Жаль, эпизод был так короток и снова пошли перестрелки с терминаторами... А почему бы авторам не написать книгу о взрослении Вига – в каком-нибудь интернате для генетических гениев? Причем главным фоном сюжета было бы общение с ИРМОЙ. Стругацкие описывали такой интернат в Полдне. Но он хронически устарел - Стругацкие тогда мечтали об идеальных учителях, а сейчас уже понятно, что главным учителем подростков будущего станет Интернет с искусственным интеллектом. Тема интеллектуального общения и этического взаимодействия подростков и ИРМЫ – неисчерпаема и животрепещуща (разве мы с вами сейчас не подключены с Сети? Пока она только сама не заговорила – но пройдет всего ничего и что тут начнётся...). В такую книгу можно вдвинуть массу интересной информации и науки. Не стоит увлекаться силовыми полями и прочей НФ-мистикой, которая делает описываемый мир очень удалённым от нашего. ИРМА и космические корабли – это уже очень много возможностей для сюжета (я не очень понял, почему человечество в Десантах не любило летать, но это легко исправить). Фабулу с раскрытием каких-нибудь тайн или спасения чего-то - надо, конечно, додумывать. Как и историю первой любви. Обратите внимание на популярность – и многие допечатки – подростковой трилогии Ирины Оловянной, где в НФ мире описывается взросление мальчика, который, увы, немного (а кое-где – много) мафиози.

То есть, миры в обеих книгах описаны интересные – и в них есть место для подростковой познавательной фантастики. Конечно, познавательность накладывает суровые обязательства на авторов, но судя по научно-техническому потенциалу Глеба и Антона (с которыми я достаточно знаком) – они справятся.

Такие книги могли бы стать шедеврами новой научной фантастики, и авторам, я уверен, написать их – по плечу.
Tags: О прочитанном
Subscribe

  • История по CNN

    Потрясла история Крыма по версии сегодняшнего CNN (начало информационной справки после статьи о Путине в крымском батискафе): "The peninsula became…

  • Библиотека вундеркинда: мощное пополнение

    Астрель выпустило в серии "Библиотека вундеркинда" книгу академика Михаила Гаспарова "Занимательная Греция". Книга известная, но в данной библиотеке…

  • Ирландец про русский космический характер

    Ирландский инженер Питер Редмонд: "Русские всегда были первыми в космосе. Это немудрено, вы ведь полгода живете как на Луне: без скафандра не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • История по CNN

    Потрясла история Крыма по версии сегодняшнего CNN (начало информационной справки после статьи о Путине в крымском батискафе): "The peninsula became…

  • Библиотека вундеркинда: мощное пополнение

    Астрель выпустило в серии "Библиотека вундеркинда" книгу академика Михаила Гаспарова "Занимательная Греция". Книга известная, но в данной библиотеке…

  • Ирландец про русский космический характер

    Ирландский инженер Питер Редмонд: "Русские всегда были первыми в космосе. Это немудрено, вы ведь полгода живете как на Луне: без скафандра не…