Тот факт, что я их прочитал, является высоким показателем в моих глазах, потому что редкую фантастическую современную книгу я дочитываю до конца (вернее, дальше начала). Даже у уважаемых мною Дьяченок не всё идёт в мой капризный читательский организм. Вот Олди - мастера. У меня есть их две книги – про говорящие мечи (Кибирский цикл?) и «Шутиха» - но не идут. Видно, что писали талантливые люди, но острое ощущение, что из огромных пушек палят по мелким воробьям, напрочь препятствует чтению.
Итак, «Десанты» и «Звезда» благополучно прочитаны, оценены в целом положительно, и хочется высказаться о том, что мешало при чтении, и посоветовать чего-нибудь на будущее этим авторам, благо они молоды и полны творческих планов.
В обеих книгах обнаружился серьезный недостаток: отсутствие главного героя и(или) его позднее появление. Кстати, на днях обнаружил, что в США существует огромное количество журналов для начинающих писателей и поэтов. Первое же пролистывание нескольких таких журналов в кафе при книжном «Бордерсе» навело на «пять главных правил» писателя, одно из которых гласит: «главный герой должен появляться в начале книги».
В Десантах же сначала появился мечник Рюг. Ладно, согласен на такого главного героя. Но в дальнейшем он ушел на второй план. Следующий эпизод – претендентом на главного персонажа становится девушка Лиз. Ну и пусть, ничего против девушек не имею. Увы – она сразу отступила на задний план и через несколько страниц вперед вышел третий герой – Виг. Он вроде и удержался в роли главного героя, но ему пришлось делиться местом с Наладчиком Шуром и т.д.
Что напрягало в Десантах – так это необходимость разбираться в множественности сюжетных линий. В одно и то же время события разворачивалось в четырёх местах, если не ошибаюсь. При каждой смене эпизода приходилось вычислять головоломку – где это мы находимся, кто тут действует – команда Рюга, Вига, Люци или Шура. Более того, я подозреваю, что несколько эпизодов относилось к разным векам, но тут я полностью растерян. А ведь даже Стругацкие, помнится, вполне позволяли себе перед каждым эпизодом указать что-то вроде – База «Большой Сырт», 15 часов 30 минут, 2056 год... Какое это было бы облегчение, если бы авторы пошли навстречу читателю и все эпизоды так бы обозначили!
Примерно такая же история с главными героями и в «Звезде»: книга состоит из двух частей или временных слоёв: действие в первой части происходит в США в 2003 году, когда шаттл Колумбия готовится к роковому спуску в атмосферу, и действие второй, более обширной части, - в нераспавшемся СССР 1980-х и 1990-х годов – с продолжением в 2003 году.
Опять, читательское чувство – к какому герою прилепиться душой и сочувствием - всё время обманывается. Начинается книга с такого героя, как молодой американский журналист, пресс-секретарь НАСА-центра. Но он мелькает редко и не тянет на главного героя. Потом появляется русский (советский) журналист, но тоже остается тёмным и эпизодическим. В общем, в первой части главного героя я не нашел. Во второй части такой герой есть – подросток-летчик-космонавт Москаленко. Но он выглядит немного как герой ЖЗЛ, и из прочтения второй части становится понятным, что главным её героём был СССР, который не распался, плюс набор рецептов, как надо было поступать с жуликами, Чубайсом, мятежными советскими окраинами и т.д.
Что с познавательностью, которую я (и многие читатели) ценят в НФ? Здесь Звезда дает много очков вперед Десантам, описывая массу деталей реалистичной космической действительности (например, о шумопоглощающем бассейне под стартовым столом – очень хорошая деталь). Немного портит ситуацию то, что во второй «советской» части книги трудно понять – является ли эта деталь (например кресло такого-то и качели такого-то) взятой из текущей реальности или относится к выдуманному миру уцелевшего СССР?
В Десантах много обычно-загадочной фантастики – силовых полей, М-связи, телепортации. Достаточно интересной является концепция ИРМЫ – всеобщего интернет-интеллекта (в нынешних терминах). Безусловно, идея не нова, но безусловно эта штука – в тех или иных вариантах - является нашим ближайшим будущим. У меня самого в третьей книге есть такой интеллект и даже называется похоже. Но без чипов в голове – смирно сидит в наручных часах или во всеобщей Сети.
В терминах двух предыдущих моих постов о научной фантастике 21 века, обе книги моих коллег-возрожденцев относятся к «классической» НФ – ориентированной на взрослых. Это показывают несколько секс-моментов и матерков – в основном в Десантах, но и Звезде кое-что есть. Плюс отсутствие подростковых героев и низкий заряд познавательности, интересной для молодежи (последнее относится в основном только к «Десантам»; в «Звезде» много космопознавательности, но она не очень удачно изложена – если иметь в виду читателей-школьников, а информативный социозаряд Звезды вообще срабатывает только для взрослых, для которого Андропов – реальная, а не историческая личность). Итак, обе книги пытаются возродить НФ на классическом поле. Значит, их успех будет ограничен ограниченным любопытством взрослых, которым космические программы и искусственные интеллекты стали малоинтересны – судя по тиражам типичной НФ.
Советы. Читая обе книги, я мысленно сложил для себя образ подростковых римейков (или приквелов?) для Десантов и Звезды, которые были бы обречены, с моей точки зрения, на успех.
Идея художественной книги о спасении «Колумбии» с помощью русских – гениальна. Если взять за основу космическую линию «Звезды» и не создавать альтернативную реальность (надёжная пилотируемая программа России, «Буран» и «Союзы» достойны детального описания без всяких несозданных «Звёзд»), то можно написать изумительную познавательную книгу о двух РЕАЛЬНЫХ космических программах США и СССР-России. Только нужен главный герой, эмоциональной вовлечённый в события – например тот космический инженер, который обнаружил расчетную вероятность гибели корабля. Американское начальство его не слушает, и тогда он с помощью неформальных контактов с русскими и при поддержке мировой прессы, преодолевает бюрократов и спасает «Колумбию». Например, «Союз» прилетает и привозит на орбиту нужную заплатку и специалиста по её установке. Ещё лучше сделать героями двух подростков – например, американскую девочку, дочь инженера, и русского мальчика, сына военного летчика, вхожего в космокруги. Подростки познакомились и болтают по интернету – и в нужный момент помогают родителям установить необходимый контакт и спасти «Колумбию». Заряд гуманизма и политического оптимизма в таком сюжете – гигантский. Причем, кроме общих космических фактов о кораблях, можно сделать и впечатляющий рассказ о профессиях космонавтов и летчиков с массой достоверных деталей и маленькими секретами – в духе Хейли. Но тут надо много говорить с реальными летчиками и даже космонавтами. Хорошо бы и съездить на Байконур и Канаверал...
Самым ярким моментом в Десантах для меня стал эпизод с Вигом, когда он был мальчиком. Жаль, эпизод был так короток и снова пошли перестрелки с терминаторами... А почему бы авторам не написать книгу о взрослении Вига – в каком-нибудь интернате для генетических гениев? Причем главным фоном сюжета было бы общение с ИРМОЙ. Стругацкие описывали такой интернат в Полдне. Но он хронически устарел - Стругацкие тогда мечтали об идеальных учителях, а сейчас уже понятно, что главным учителем подростков будущего станет Интернет с искусственным интеллектом. Тема интеллектуального общения и этического взаимодействия подростков и ИРМЫ – неисчерпаема и животрепещуща (разве мы с вами сейчас не подключены с Сети? Пока она только сама не заговорила – но пройдет всего ничего и что тут начнётся...). В такую книгу можно вдвинуть массу интересной информации и науки. Не стоит увлекаться силовыми полями и прочей НФ-мистикой, которая делает описываемый мир очень удалённым от нашего. ИРМА и космические корабли – это уже очень много возможностей для сюжета (я не очень понял, почему человечество в Десантах не любило летать, но это легко исправить). Фабулу с раскрытием каких-нибудь тайн или спасения чего-то - надо, конечно, додумывать. Как и историю первой любви. Обратите внимание на популярность – и многие допечатки – подростковой трилогии Ирины Оловянной, где в НФ мире описывается взросление мальчика, который, увы, немного (а кое-где – много) мафиози.
То есть, миры в обеих книгах описаны интересные – и в них есть место для подростковой познавательной фантастики. Конечно, познавательность накладывает суровые обязательства на авторов, но судя по научно-техническому потенциалу Глеба и Антона (с которыми я достаточно знаком) – они справятся.
Такие книги могли бы стать шедеврами новой научной фантастики, и авторам, я уверен, написать их – по плечу.