don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Category:

Спрашивали? Отвечаем!

Ответ на статью Дмитрия Быкова «Выйти из сумрака» в «Что читать?»
(http://community.livejournal.com/chch_magazine/13983.html)

Констатирующая часть статьи Быкова о кризисе российской фантастики особого возражения не вызывает: сейчас ткни пальцем наугад и крикни «Кризис!» - и в точку попадёшь. О советской фантастике Быков пишет с уважением: «В результате фантастике волей-неволей пришлось брать на себя решение главных задач – проектирование будущего, критику настоящего, моделирование героя нашего времени».

А дальше он шагает в сегодняшний день: «Вызовы очевидны: Россия сегодня нуждается в проекте будущего...» «Моделями будущего во всем мире традиционно занимается фантастика – ей и карты в руки». «Если фантастика сейчас сделает то, к чему призвана, – смоделирует грядущее и предложит нового героя, как в шестидесятые, – ее никогда уже не удастся загнать в гетто. Если продолжит сочинять про космическое мочилово или про метрополитеновские похождения выживших после апокалипсиса – пусть потом не жалуется. Время выйти из сумрака, кто не слышал – я не виноват».

Рекомендательная часть статьи Быкова, по-моему, провальна. Он советует фантастам: «В каких направлениях может пойти моделирование общего будущего? Тут надо взять на себя смелость принять – а главное, мотивировать – одну из трех моделей». Де-факто, Быков рекомендует рассмотреть в качестве будущего две модели:

1. Утопическую: Россия в союзе с Китаем (или с Африкой, или с Антарктидой) всему миру показывает кузькину мать и высокую культуру.
2. Анти-утопическую: Россия распадается и съеживается до Московии или вообще гибнет посредством техногенных и прочих катастроф.

Удивительные рекомендации. Эти два штампа не только протёрты до дыр, но и никакого отношения к вероятному сценарию истории не имеют. Это лишь мечталки и страшилки для озвучивания каких-то узких идей. Убедительного и одновременно привлекательного просторного мира на них не построить.

Рассмотрим миры, которые были описаны в трёх самых популярных сагах: миры «Властелина Колец», "Звёздных войн" и «Гарри Поттера». Белые утопии или чёрные антиутопии были реализованы в этих сагах? Ни те, и ни другие. Это цветные миры, промежуточные. Там есть и злые могущественные враги и добрые сильные друзья. И самое главное – эти миры находятся на перепутье, они качаются в нестабильном равновесии и готовы пойти туда, куда двинет их главный герой. А утопии и антиутопии стабильны – они предельные асимптоты в метаниях общественной кривой. Что может сделать герой в антиутопии? Лучше всех ловить крыс в радиоактивных подземельях? Что будет делать герой в утопии? Делать её ещё красивее?

Когда я в «Астровитянке» стал моделировать будущее, то следовал следующим принципам:
1. Описываемый мир не должен быть ни утопией, ни антиутопией – только тогда он будет наиболее реален и гибок.
2. Он должен находится на перепутье, в нестабильном положении – тогда его легче сдвинуть с места.
3. Главный герой тоже должен стоять на развилке, перед сложным выбором – только тогда читатель ему будет сочувствовать.

Статья Быкова примечательна и своей неправильной адресацией. Она обращается только к писателям. «Кризис современной российской фантастики – следствие безволия и привычки к замкнутым, полупровинциальным масштабам: стоило ли так долго мечтать о всенародном признании, явном и громком триумфе, чтобы, когда от тебя ждут мессианского слова, пропеть что-нибудь из репертуара «Космического спецназа»? Если русскую литературу сегодня что-то способно вытащить из темного угла, где она с удовольствием сидит, неинтересная даже самой себе, – то это именно фантастика, настоящая, серьезная, с социальными и научными прогнозами».

Кто, кто из издателей ждёт мессианского слова от писателей-фантастов? Имена, адреса!!! Недавно редактор «Крылова» Владимирский простодушно опубликовал простодушные требования своего издательства к фантастическим рукописям во времена кризиса. Мессианства там не было, один спецназ! Нужно же понимать, что издатель заказывает музыку, а писатель её играет. И если заказ идёт на одну «Мурку», то к чему возмущение, что не слышно Вивальди?

В заключение нескромное: на моей личной фантастической грядке никакого творческого кризиса нет. Возможно из-за того, что я не следовал рекомендациям экспертов насчет того, «что читать» и «что писать».
Tags: Литкритическое, О прочитанном
Subscribe

  • В космос через фантастику!

    Недавно меня спросили, что я думаю про космическую экспансию и про частную космонавтику и Илона Маска. Мол, в России (особенно в Роскосмосе) многие…

  • Моё отношение к квантовой космологии

    Меня попрекнули, что я часто ругаю квантовых космологов – и выгляжу на их сияющем фоне склочником и завистником. Тут надо пояснить, что я не…

  • Два скелета в шкафу квантовых космологов

    Эту историю я никогда не слышал ни от космологов или фундаментальных физиков, ни от научных журналистов, которые предпочитают рассказывать о струнных…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • В космос через фантастику!

    Недавно меня спросили, что я думаю про космическую экспансию и про частную космонавтику и Илона Маска. Мол, в России (особенно в Роскосмосе) многие…

  • Моё отношение к квантовой космологии

    Меня попрекнули, что я часто ругаю квантовых космологов – и выгляжу на их сияющем фоне склочником и завистником. Тут надо пояснить, что я не…

  • Два скелета в шкафу квантовых космологов

    Эту историю я никогда не слышал ни от космологов или фундаментальных физиков, ни от научных журналистов, которые предпочитают рассказывать о струнных…