Хорошо известна властная «троица» - исполнительная власть (президент), законодательная (Дума) и судебная власти. Хорошо известно, как тесно они связаны и часто вместо взаимных сдержек и противовесов делают всё и всех дружно и втроём.
Итак, очень властный человек Грызлов в компании с жуликом Петриком решил срезать с госбюджета в свой карман невероятные деньги.
Вице-президент РАН химик Алдошин с командой других академиков посетил лабораторию Петрика, провел там 10 часов и перед камерами одобрительно высказался о его разработках.
Исключительную важность для общественного здоровья имеет пресса – «четвёртая власть», которая способна поднимать самые острые вопросы против шерсти «властной троицы». Важно отметить, что на такую роль пресса способна только потому что она финансируется независимо – читателями, то есть впрямую самим народом. Если бы пресса была госбюджетной, то о её независимости можно было бы и не мечтать (советские люди знают!). Итак, очень принципиальные люди – журналисты (часто с учеными степенями) в содружестве с учёными (не входящими в верхушку РАН) написали возмущенное открытое письмо:
http://www.polit.ru/dossie/2009/12/14/knz_ras.html
Но пресса не способна профессионально оценить справедливость тех или иных утверждений Петрика. Зато, отреагировав на письмо, РАН спохватилась и в лице академика Круглякова, председателя комиссии по борьбе с лженаукой, выдала Петрику по первое число, основываясь на экспертизах «петриковских чудес» в ряде институтов РАН:
http://www.gazeta.ru/science/2010/01/29_a_3317956.shtml
А вот академик Алдошин объясняет свою позицию:
http://www.polit.ru/science/2009/12/22/aldoshin.html
Следующее место из интервью Алдошина очень примечательно: «Мы с Б.В. Грызловым обсуждали много академических проблем, в том числе, вопросы строительства жилья для молодежи».
Итак, вице-президент, академик Алдошин, который уже 20 лет является замдиректора и директором института РАН, зависит от власти впрямую – он выбивает (пардон, ВЫПРАШИВАЕТ) из этой власти деньги для Академии и своего института, для квартир молодёжи и т.д. И тот же властный человек, который дает ему деньги, просит Алдошина рассмотреть результаты Петрика. Вот и юлит академик между риском для своей научной репутацией и риском для своих (института) финансовых интересов.
Академия наук – кроме всего прочего, это референтная группа, профессиональному мнению которого общество должно доверять. Но для этого референтная группа должна быть НЕЗАВИСИМОЙ! Иначе ГПА-скандалы будут сотрясать общество всегда (или втихую его подтачивать, что гораздо хуже).
В «Астровитянке-3» я описываю возможную систему финансирования, которая сделает ученых независимым пятым элементом, на котором держится общество. Но возможны и другие варианты – когда хоть в конституции заложен железный процент финансирования науки от общего бюджета – и уже ни к каким Грызловым академики на поклон не ездят!
То что Академия наук была в России достаточно независимой организацией – в этом заложен колоссальный социальный смысл. То что власти сейчас пытаются уменьшить независимость Академии – это большая глупость, которая аукнулась в ГПА и будет аукаться, чем дальше, тем больше. Я нисколько не рисую Академию в розовом свете – там много чего нуждается в переделке, я говорю о совершенно общей ситуации «сдержек и противовесов», которая работает в любой стране.
Многие, прочитав первые две «Астровитянки», сделали совершенно ошибочный вывод о том, что я хочу, чтобы государством управляли учёные. Глупости: я слишком ценю учёных, чтобы заставлять их заниматься таким ассенизаторским делом. Я говорю о том, что в обществе должна быть независимая научная организация, чьему мнению общество может доверять и которое способно проводить достаточно широкий спектр экспертиз и исследований. Если такой организации нет, то общество обречено на трагические ошибки. Сокращение научного бюджета, разрушение независимости Академии Наук, Саяно-Шушенская ГЭС, скандал ГПА – это всё звенья одной цепи. Очень логичной, очень грустной.
Роль науки и технологий в современном обществе нарастает (кто так не думает, пусть выбросит свой мобильник в унитаз), тем самым возрастает и роль научной экспертизы.
Независимые учёные должны стать надёжной пятой властью в обществе («властью» в том же смысле, как и журналисты), иначе общество потеряет устойчивость, а Петрик станет «лучшим другом» всех россиян.