don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Categories:

О моей эмиграции

В читательских форумах неоднократно слышал про то, как в тяжелые времена Горькавый эмигрировал из России в погоне за американской колбасой (за наукой, лучшей жизнью и т.д.). Раздавались и политические выпады, и слово «предатель» тоже звучало. Будучи терпеливым реалистом, даже не пытаюсь возражать. Но я лично до сих пор не могу понять, когда случилась эта моя «эмиграция» из России.

Строго говоря, я эмигрировал из России, как из страны своего рождения и 27-летнего проживания, в 1986 году - по приказу АН СССР, направившей меня на территорию Украины (в Крым), как молодого специалиста, окончившего московскую аспирантуру. Сначала меня хотели распределить в Звенигород, где у института была научная база, но как раз в год моего распределения началась популистская борьба московского лидера Ельцина против «лимиты», что удивительным образом отменило право на столичную прописку не только для таджикских дворников (недолго, как мы видим), но и для аспирантов АН СССР. Поэтому меня направили в Крым, где у института тоже была обсерватория.

Кто-нибудь скажет, что внутри СССР эмиграция не в счёт. Ладно, тогда следующий предположительный срок моей «эмиграции» попадает на 1991 год, когда СССР распался на набор независимых республик, и многие миллионы русских людей в Казахстане, Средней Азии, Прибалтике и Украине оказались чужаками в месте своего жительства и одновременно эмигрантами из России. Причём, совсем не трогаясь с места – я лично с 1986 по 1998 году прожил в одном и том же доме-обсерватории. Некоторые могут даже сказать, что это не крымчане эмигрировали из России, а России эмигрировала от крымчан, спасая свою колбасу и спокойную жизнь. Но факт остается фактом – именно тогда я официально оторвался от России, потому что возможности вернуться в Россию (семьей в пять человек) у меня не было, хотя я жил по советскому паспорту много лет, надеясь на какое-то чудо.

Тем временем, жизнь на окраинах бывшего СССР не баловала ни местных коренных жителей, ни приезжих бывших россиян. Украине своих-то научных учреждений было много, а тут ещё советское наследство на голову свалилось. Финансирование бывших научных учреждений АН СССР упало так, что до сих пор не поднялось. То, что зарплаты были маленькими, а часто по полгода вообще не выплачивались – это фигня: я устроился подрабатывать профессором в пару ялтинских институтов и вырулил. Систематические отключения воды и электричества были неприятны, но терпимы. Но хуже всего, что вскоре после развала Союза в многоквартирном доме Симеизской обсерватории отключили отопление. Насовсем (до сих пор! на 17 лет!). Денег на топливо для котельной не было. А крымские зимы – с частыми минусовыми температурами, нередкими снегами и сильным ветром – это совсем не сахар. Астрономы устраивали в квартирах буржуйки и устанавливали электрические камины до того предела, пока сеть выдерживала. Но протопить неремонтированный с войны старый дом с щелястыми каменными стенами метровой толщины и потолками высотой в три с половиной метра было невозможно. Несколько лет в моей квартире держалась среднезимняя температура в +13 градусов (если отключали электричество или случалась метель, то ниже). И так – несколько месяцев каждый год. Семья - и старые и малые - ходила в валенках и терпела, но я понимал, что так дальше продолжаться не может, это был мой личный позор, хотя и вызванный внешними обстоятельствами. В это время я был готов уехать в любое место земного шара, где моей семье дали бы возможность жить в квартире с отоплением (возможность заниматься наукой – это уже фактор второго уровня).

ТОЛЬКО США предоставило мне такую возможность, и в 1998 году я переехал туда со всей семьей. Видимо, это и считается моей главной эмиграцией. А вот, с точки зрения россиянина, если бы я переехал из Украины в Казахстан, то это считалось бы эмиграцией? А если бы в Прибалтику? Или в Китай?
Примерно в то же время, когда НАСА вместе с Национальной Академией наук США пригласили меня на работу, я узнал, что Лужков, мэр Москвы, объявил программу выделения жилья для учёных, чтобы сохранить интеллектуальный потенциал страны и т.д. и т.п. Я немедленно написал Лужкову письмо, в котором предлагал сохранить для России в качестве интеллектуального потенциала мою семью – меня самого (доктора ф.-м. наук), жену (кандидата ф.-м. наук) и сына, который в то время заканчивал школу (он закончил её в 16 лет на одни пятёрки, и в первое же лето после школы поступил сразу и на ВМК МГУ и в МФТИ). Ответа от Лужкова я, естественно, не получил (и не надеялся, но написать такое письмо счёл своей обязанностью) и уехал в ту страну, которая была действительно заинтересована в наращивании интеллектуального потенциала. Но до сих пор я горжусь не столько своими научными достижениями, сколько тем, что моя семья последние десять лет живёт в тёпле. В самом элементарном смысле, термодинамическом.

Кстати, украинская колбаса гораздо лучше американской. Так что в будущем я планирую совершить «колбасную реэмиграцию» и вернуться в Крым, где уже готовлю для этого местечко. Тёплое, конечно. Может, ещё и поработаю там, если дадут. Почему не в Россию, вроде как учёных назад зовут? Пусть не все, но многие - вот даже президент РАН Осипов «за», но только на условиях равных условий с другими сотрудниками РАН. Вот тут большое лукавство. Я согласен вернуться в Москву в РАН на скромную зарплату доктора наук (меня возьмут, обещали), но все московские доктора РАН имеют квартиры, который были получены ими ещё в советские времена, или унаследованы от родителей-москвичей, или ещё как-то. У меня такой квартиры в Москве нет, так о каких равных условиях идёт речь? А съём приличной квартиры в Москве всё ещё заметно превосходит зарплату московского доктора наук.

Я спокойно отношусь к политическим обвинениям в свой адрес. Я твёрдо уверен, что в невоенных условиях каждый мужчина должен в первую очередь позаботиться о собственной семье и детях, а потом уж он может начать беспокоиться о научных, общественных, патриотических и прочих своих обязанностях.

И вообще я думаю, что нет ничего глупее межнациональных распрей. Пора понять, что мы, живущие в разных странах, всё равно работаем на единое цивилизационное пространство, единую ноосферу, единую мировую науку и культуру. Интернет, свобода пересечения границ и совместные космические программы нас сближают, хотя глупость, эгоизм и агрессивность разъединяют. И каждый должен выбрать – в каком направлении он хочет двигаться дальше.
Tags: Мемуарное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →