Меня очень радует интерес читателя к книге. Спасибо! Хотя книга адресована подросткам, интерес к ней взрослых только приветствуется – ведь любой внятный родитель потом даст прочитать «Астровитянку» своему ребенку-подростку. На такой рикошет я вполне надеялся.
Один из прочитавших взрослых отметил: «Астровитянка сильна своей неустрашимостью, волей к преодолению трудностей, вызовом авторитетам, тягой к познанию - прекрасный пример для юных читателей.»
Очень верно. И для того чтобы сделать этот «вызов авторитетам» и «тягу к познаниям» максимально убедительными для подростков, я беззастенчиво использовал весь антураж приключенческой литературы.
Я отдаю себе отчет, что мой литературный стиль вполне среден – или его вообще нет. Я же не писатель, я ученый, который использовал своё свободное время, чтобы рассказать подросткам о науке, космосе и будущем – так, как я их вижу. Мне пришлось много поработать, чтобы максимально (но явно не до конца!) избавиться от громоздкого языка, которым пишутся научные статьи. Я активно учился у некоторых знаменитых авторов, поэтому когда говорят, что сконструировал книгу, используя известные литературные штампы – я покладисто соглашаюсь. Лишь бы на пользу книге и детям. Для интересующихся деталями, я могу рассказать, что книга про сверхумного маугли-сироту, который воспитывался компьютером на астероиде, а потом попал на Землю, началась в начале 90-х – еще до того как Гарри Поттер посетил Роулинг.
Какие книги меня вдохновили на эту историю? Вся совокупность, включая «Малыша» Стругацких. Очень многому я научился и у Роулинг. Что я взял у неё? Сюжетно - школу с четырьмя факультетами и пару ритуалов. Я подчеркнуто не менял их (а ведь легко было бы сделать не распределяющую Старую Шляпу, а вещий Древний Башмак), и специально упомянул о Роулинг – потому что мне хотелось показать, с кем я спорю. «Астровитянка» - это познавательная антитеза волшебному Гарри Поттеру. Полагаю, что не волшебные палочки составляют главный секрет успеха Гарри Поттера, а школьная история и взросление подростков. Соревнование магии и науки судить читателю.
Среди других книг, оказавших на книгу и меня влияние, могу упомянуть Хайнлайна «Гражданин галактики» (и «Звездный зверь»). И это, пожалуй, всё - из явных и вспоминаемых. Киру Булычову я не подражал, так как он меня слегка раздражает. «Астровитянку» часто сравнивают с книгами Садова и Оловянной, но я – в силу возраста и удаленности от современных книг - не читал раньше этих авторов. И только после выхода «Астровитянки», когда такие сравнения стали раздаваться со всех сторон, я приобрел очень достойные книги Оловянной и Садова и познакомился с их юными героями. Действительно, очень много совпадений по интеллекту и характеру персонажей – и это меня радует. Это означает, что потребность в умных героях для подростков остро ощущается современными писателями.
Еще раз спасибо всем читателям.