Страна ревёт и негодует. Премьер-министр грозит оргвыводами, президент собирает списки министров на увольнение, весь народ после хоккейного матча Канада-Россия ни спать, ни есть не может – только горестно пить и стенать охрипшим горлом: «Как ты мог не взять эту шайбу! Ну почему ты не сделал второй четверной прыжок!» Расстроенный тренер Быков предлагает повесить его вместе со всей командой на Красной площади.
Боже, как я завидую российским спортсменам! Вот если бы нам, учёным, такое общественное внимание: возвращаешься в российской делегации с международной конференции, а в аэропорту тебя встречают разъярённые болельщики: «Почему, бля, Россия на 18 месте по индексу цитируемости?! Падла, ты почему не рассчитал второй порядок в задаче трёх тел!» Президент собирает министров и орёт: «Почему на мировой Нобелиаде-2010 из двадцати комплектов золотых медалей Нобеля, Филдса и Грубера у нас нет ни одной! Кто из вас, гадов, будет отвечать?»
Надо создавать сравнимый общественный накал вокруг математических, физических, программистских мировых Олимпиад! Кстати, не думаете же вы, что глава о интеллектуальном соревновании в первой «Астровитянке» написана просто так? И сравнение между интеллектуальной и физической культурой во второй книге тоже в жилу.
Перед российской (и другой постсоветской) наукой много проблем, и одна из них довольно необычная – новая, но очень важная. Если в советские времена финансирование науки определялось решением верхов, то в нынешние квази-демократические времена мнение всего народа становится всё более значимым – потребует народ поднять науку, так верхи её поднимут как миленькие – как вот сейчас деньги в спорт пойдут, чтобы в Сочи не осрамиться. А если научного сраму народы не имут, то кому это надо? И вытекает отсюда задача – в первую очередь перед научным сообществом: развивать систему популяризации науки – от научной фантастики до телепередач и школьных кружков. В США при каждом научном центре есть представители для связи с общественностью – каждый месяц они делают пресс-релиз о наиболее значимых работах центра, сотрудничают с прессой и школьниками. Американское астрономическое общество собирает деньги на школьные телескопы, которые являются репликой галилеевского телескопа. Вот недавно им кто-то четверть миллиона долларов пожертвовал – общество решило закупить на них 10 тысяч этих телескопчиков и раздать по школам. Вот это пропаганда! 10 тысяч школ, миллионы школьников посмотрят в телескоп на Луну, вздрогнут от восхищения – и даже став строителями и фермерами, они гораздо легче пожертвуют часть своих налогов на лунную программу. Надо перенимать такой опыт.
P.S. Радзиховский примерно о том же пишет, даже используя «астровитянский» термин «интеллектуальная культура»: http://www.vz.ru/columns/2010/3/1/379584.html
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →