Вот спорят – детская или недетская книга «Астровитянка», а если детская, то полезная она для детей или ужасно вредная. Споры понятные и вполне легальные, но отмечу следующее: книга деликатно издана во взрослой серии фантастики. Никаких детских (под слово «дети» не очень корректно подпадают все люди младше 18-ти) примет на ней нет, министерство просвещения тоже не предлагает её для изучения в школах. Это МОЁ ЛИЧНОЕ мнение, что книга будет полезна – в первую очередь для возбуждения интереса к наукам - для подростков примерно эдак лет 13-17. Но у других взрослых может быть на этот счёт своё мнение. Очень хорошо! Именно такая схема распространения задумывалась мной и де-факто реализовалась на практике: «Астровитянку» покупает взрослый, читает её – и сам решает, отдать ли её своему сыну или дочери. Считает её полезной и отдаёт – значит этот человек согласился с моим «затекстовым» мнением. Счёл вредной – и не отдал, значит, не согласился. И ладно – я давно знаю, что мы все очень разные. Кто-то из родителей практикует семейный нудизм, а кто-то воспитывает своих детей в строгих религиозных правилах. Всем понравиться? Легче разорваться.
Некоторые читатели не просто не соглашаются, а энергично борются с книжкой, провозглашая: «Не читайте, дети, «Астровитянку»!». Я должен предупредить таких читателей, что такая критика слаще всякой похвалы (см. последнюю колонку Рыкова во «Взгляде» об отрицательной рекламе - профессионал пиара, знает о чём говорит). Например, ценнейший вклад в пропаганду «Астровитянки» сделал простодушный критик В., провозгласивший во всеулышание: «Забыть Горькавого, как Герострата!» - и понеслось эхо по всем закоулкам Интернета: «Забыть Горькавого!» Многие сразу заинтересовались: «Да кто он такой?» - и устремились на поиски. Нужно же понимать азы психологии - если дети услышат призыв что-то не читать, они немедленно это прочитают. Лучше так: «Родители, не давайте «Астровитянку» своим детям!» - но это тоже не фонтан и подразумевает, что другие взрослые своё мнение самостоятельно сформулировать не могут.
Понимаете, книга существует ТОЛЬКО в читательской среде. Читатель делает книгу не меньше, чем писатель. Автор пишет её, выпускает её на волю и полностью теряет за ней контроль. Утонет она, или поплывет за горизонт, будет ли она служить положительным или отрицательным примером для молодёжи – это решает читатель и только читатель, наплевав на авторские мечты (и нередко авторское мнение и мнение основной массы читателей о героях расходится диаметрально). Особая песня - книги с рекламным бюджетом, но «Астровитянка» не из них. Будет ли такая книга-новичок успешна или нет, зависит только от одного фактора: если какая-то доля читателей активно порекомендовала книгу своим друзьям, а те своим – и идёт своего рода цепная реакция, для которой можно даже математическое уравнение написать.
Да, автор – жуткий индивидуалист, который пишет книгу и воображает себе что угодно. На этом его роль заканчивается. Тёплая массовая реакция читателей, которая вызвана книгой и распространяется от сердца к сердцу, и есть суть и предназначение литературы. И никто больше над этой цепной реакцией не властен – ни писатель, ни критики.