?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
don_beaver
don_beaver
don_beaver
Тезисы о будущем и фантастике
Многим не нравится будущее, описанное в «Астровитянке». Но не нравится очень по разному. Одни грустят, что оно мрачное и не коммунистическое – не такое, как у Стругацких. Но совершенно понятно, что коммунарское будущее Стругацких сейчас психологически (не говоря уж о политически-экономически) не достоверно. Оно перешло в ранг розовой мечты и, при попытке воплощения её в реальность в книгах или на экране, оно не убедит сердца читателей и зрителей старше семи лет. В разных местах и вот тут об этом много было сказано: http://zina-korzina.livejournal.com/388840.html. Достаточно посмотреть, как в заключительной сцене «Обитаемого острова» два коммунара долго и с удовольствием пускают друг другу кровавую юшку, так сразу станет понятен конфликт мира Стругацких с нынешними психологическими реалиями.
Другие ругаются, что будущее «Астровитянки» светлое, но капиталистическое и даже конкретно американское. Если попытаться расспросить – что в нём специфически американского, кроме природы из воспоминаний Джерри, то вряд ли кто внятно ответит. Неукротимое стремление олигархов к власти и богатству? Покупка за деньги всех мыслимых и часто запретных удовольствий? Социальное расслоение - от угнетающей бедности до омерзительной роскоши? Острое соперничество школьников, отражающее богатство/бедность их родителей? Высокая плата за обучение и лечение? Огромное число никому не нужных сирот в интернатах?
Получается, что капитализм в «Астровитянке» имеет скорее черты молодого и бесцеремонного капитализма вроде российского, чем старого европейско-американского. Уж по крайней мере в вопросе количества детей-сирот. Поэтому я не удивился, когда раздались заграничные голоса тех, кто счёл мир «Астровитянки» злобным поклёпом на гуманный американский капитализм.

На самом деле, мир «Астровитянки» - не российский и не американский, а лунный, национально-обезличенный, условный, несущий в себе характерные черты многих обществ. Можно возразить, что в 23 веке не будет, например, проблем детей-сирот. Ну и что? Будут другие, не менее острые. И зачем мне выдумывать социальные (и научные) проблемы, которые ещё не существуют и ничего не говорят ни моему, ни читательскому сердцу? Главное – не проблемы, а главное – стремление их решить и лучше всего демонстрировать это стремление на существующих, а не на выдуманных сложностях.
Конечно, «Астровитянка» обсуждает легко прогнозируемые тяжёлые проблемы будущего – например, преломление нынешнего социального расслоение в генетическое неравенство. Научная фантастика – это литературная разведка, это прогностическая литература.
Какие-то лирики иронически пишут о том, что «Астровитянка» - эта мечта физика о несбывшемся мире, где господствуют физика и физики. Пардон за бесцеремонность, но где вы нашли сбывшийся мир, где господствуют лирики? Наш мир – это мир победившей физики, которым управляют менеджеры, вокруг которых бегают на задних лапках лирики. К моему сожалению, дистанция между академической физикой и конкретными мобилами, «Аватаром» и твиттерами слишком велика для дураков. Поэтому возникает управленческо-лирическое желание обрезать финансирование физики, не трогая Интернет и компьютеры. Мысль, что технологическая крыша без фундамента физики через определенное время неизбежно рухнет, требует увязки нескольких логических умозаключений, а людей, на это способных, почти не осталось.
Научная фантастика – это литературная разведка, это прогностическая литература. И здесь как в квантовой механике - прогноз неотделим от реальности. Как спрогнозируешь, так и поплывёт. Был бы наш мир таким, каким он есть, без Жюль Верна? Совершенно точно, что нет: огромное число учёных, инженеров и конструкторов, чьи работы определили облик современного мира, признавались, что увлеклись наукой и техникой после чтения Жюля Верна.
Научные фантасты – это дождевые черви, которые разрыхляют почву для всходов будущего.
Российские фантасты – это могильные черви. Они необдуманно доедают последние питательные останки своей среды. Самый популярный (тиражи 100 тыс.) сериал - С.Т.А.Л.К.Е.Р.: приключения крепких безмозглых тел в радиоактивных чернобыльских джунглях. Брендовая кепка от Стругацких. Вторая популярная сага – приключения в радиоактивных подземельях Метро 2033, Глуховской, осторожно двери закрываются и без остановок до рубикона Березина.
Что будет со страной, где самой популярной прогностической литературой является выживание в радиоактивных трущобах?
«Мечтаю о великой России!» - с чувственным придыханием пишет в публицистических статьях писатель-фантаст-государственник. А в своих книгах он мрачен как утопленник на партсобрании упырей. Мальчик, ты бы определился с ориентацией. Разлад чреват импотенцией. И не только для государства, о котором ты горячо печёшься.
Российской фантастике как никогда нужна трезвость. И интеллект. Пока с этим туго. Смотрю на некоторых литературных деятелей, с которыми столкнулся в мире книгоиздания – интеллект вдвое меньше моего, текста длиннее статьи никогда не написал, да и художественных книжек меньше моего прочитал – но ведь глубоко уверен, чудак, что он знает, что такое литература, а я – нет. Хорошо бы ввести тестирование на IQ для редакторов и литкритиков научной фантастики. Меньше 110 или 120 – иди, дружок, работать в «Плейбой» или астрологом, там всё равно.
Для возрождения научной фантастики нужны новые писатели, редактора и критики. Требуются: интеллект и оптимизм.

Tags:

39 comments or Leave a comment
Comments
sezverev From: sezverev Date: June 18th, 2010 06:25 pm (UTC) (Link)
сложно что-то возразить
но предпочитаю быть оптимистом, все-таки хорошие авторы не перевелись совсем, хотя их можно заносить в "красную книгу"
а что в Америке и других странах дела с фантастикой намного лучше?
psilogic From: psilogic Date: June 18th, 2010 06:26 pm (UTC) (Link)
Мне кажется, что в "сбывшемся мире" господствуют не физики и не лирики, а бизнесмены и политики. При этом глубоко по барабану, какое там образование у этого человека - техническое, гуманитарное или никакого вовсе. И астровитянка у вас "господствует" вовсе не благодаря своим физическим знаниям, а благодаря личным качествам, свойственным успешным бизнесменам (отчасти эти качества обеспечивает ее компьютер). Была бы она просто гениальной физичкой, ничего не достигла бы.
From: eugenekosi Date: June 18th, 2010 07:08 pm (UTC) (Link)
Согласен с вами, Никки точнее назвать не бизнесменом, термином с негативной ограской, а предпринимателем в том смысле, который был у этого слова ранее. «Предприниматель — это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек" Даль.
Среди личных качеств важно особо отметить "невоспитанность" Никки, ей никто не внушил кучу моральных ограничений, которые мы навязываем своим детям. В этой связи очень интересен образ девочки-Леопарда, о которой Вольдемар и Робби знают, что она - Леопард, запретивший себе быть леопардом.
neo_der_tall From: neo_der_tall Date: June 18th, 2010 06:36 pm (UTC) (Link)

почему самые богатые не самые умные?

Думаете у Пушкина, Толстого и Достоевского IQ был сравним с IQ ученого?

Кстати, а качество балерины и художника тоже будем через IQ оценивать?
ni4ei From: ni4ei Date: June 18th, 2010 07:49 pm (UTC) (Link)

Re: почему самые богатые не самые умные?

а они не научную фантастику писали. Вот готов поспорить, что интеллект Верна, Азимова и остальных был на уровне (:
alien3 From: alien3 Date: June 18th, 2010 06:42 pm (UTC) (Link)
Не так то просто найти у нас интеллект и оптимизм. Но я согласен - нужно. Иначе какое будущее? Только радиоактивные трущёбы...

Спасибо, это ответ и на критику некоторых моих друзей.
sezverev From: sezverev Date: June 18th, 2010 06:51 pm (UTC) (Link)
а кто сказал, что миром должны управлять физики или лирики? :)
боюсь если бы такое случилось нас точно ждала бы катастрофа.
менеджеры и предназначены для этого
я не говорю, что все идеально, хотелось бы чтобы соблюдался какой-то паритет между ними, но что-то я не помню таких примеров в истории
возможно это случится в новой истории, на это мы и надеемся
From: dikiy_kis Date: June 18th, 2010 07:04 pm (UTC) (Link)
только менеджер этот не тот который знает только менеджмент, а тот который знает и менеджмент и лирику и физику и историю и химию и..... все в общем он знает и во всех вопросах (которых он касается) разбирается, только при таком раскладе возможно грамотное управление...
такое тяжело реализуемо, и сейчас мало где встречается (зато взять успешные компании и там мы как раз это и увидим)
со временем проще станет, когда у каждого будет хотя бы слабое подобие Робби.
ft_28 From: ft_28 Date: June 18th, 2010 08:27 pm (UTC) (Link)

Вопрос :

"писатель-фантаст-государственник"
Это некий собирательный образ или имелся ввиду кто-то конкретный ?
sluggard From: sluggard Date: June 18th, 2010 08:49 pm (UTC) (Link)
ППКС

лирики действительно утомили, а менегеры - заи... ибо 99,99% их это те, из кого не получилось даже мента, не то что лирика, а уж тем более физика
From: eugenekosi Date: June 18th, 2010 08:57 pm (UTC) (Link)
"Хорошо бы ввести тестирование на IQ для редакторов и литкритиков научной фантастики. Меньше 110 или 120 – иди, дружок, работать в «Плейбой» или астрологом, там всё равно."

Зря Вы так, походя обидели хороших людей. В России дефицит хороших журналов, я читал более-менее регулярно только Компьютерру, Плейбой и Ъ-деньги. И мировой Плейбой публиковал, например, рассказы Лема и Кларка
aniod From: aniod Date: June 19th, 2010 07:40 am (UTC) (Link)
Охохо... ща я нарвусь и устрою кровавое месиво...
А что, простите, плохого в "Американском будущем"?
Знаете, я не против жить в стране, где полицию можно вызвать что бы снять котенка с дерева или если послышался какой-то шум... и полиция приедет и не надо будет платить огромный штраф за ложный вызов или/и пополнять запас витиеватых матных конструкций. Тебе скажут просто: "ничего-ничего, звоните если вдруг что. Мы Вам поможем"
Страна, в которой еще 40 лет назад, был рассизм, было четыре вида общественного туалета: для "черных" и для 'белых", и "черных" могли убить, если они шли не в "свой" туалет, теперь выбирает в президенты афроамериканца. Вам не кажется это огромным прогрессом?, шагом вперед?
Это я так. Комментарий по тексту и сразу аргумент для антиамериканиста, чей пост появится под моим комментарием и будет заключаться в "пиндосы тупые".
Вообще я не понимаю Россию. Зачем прививать гражданам ненависть к Америке? Что бы люди ненавидели то, что там и не замечали проблем здесь? Дурацкая логика, но она _работает_! Граждане ведутся и появляется стадо людей, взрослых, рассудительных, не дураков отнюдь, которые, как только речь заходит об Америке, становятся похожими на зомби с баннером первого канала в глазах. Что уж и говорить о подростках, которые уже с 14 лет - рассисты до мозга костей, а разговор о мире и политике сводится к "ну ниче, Америку мы уничтожим, нафиг она нужна, тупые пендосы. А вот Европа... а мы подумаем, нужна она нам или нет. Если нет - тоже уничтожим".(кстати, вспоминается фраза: "оголтелый патриотизм - последнее пристанище негодяев.")
Русские смеются, что "тупые пендосы" думают, что в России медведи на улицах в шапках-ушанках на балалайках играют, а сами верят, что в Австралии кенгуру по улицам бегают.
Что уж и говорить о ситуации на девятое мая, когда мир празднует победу над фашизмом, а пьяные русские избивают немцев.
ПЗДЦ, простите, конечно..

К сожалению, люди не понимают, что миром правит наука. В часности, точные ее подразряды. Все стараются пойти на менеджмент (кстати, антиамериканисты, это слово заимствовано из америки. И не оно одно. Если вам так противна эта страна, идите и утопитесь с горя в унитазе, ведь огромная часть нашей, русской, жизни из Америки. Вы говорите их слова, сидите за компьютером, разработанным в Америке, на Амеиканском сайте) или экономику. В технические вузы недобор. И в итоге страна получает огромное количество тупых менеджеров, которые не могут управлять. Их пять лет учили управлять, но они не знают того, чем они управляют. В итоге они разваливают интернет компании, издательства, автомобильные заводы...
Промышленность страны приходит в упадок, люди не умеют мыслить, живут и умирают со стереотипами, прививая их своим детям. Рано или поздно, конечно, это должно закончиться, кризисом, дефолтом, гражданской войной, бедностью... тогда то и настанет рай для инженеров, ученых, технологов... Но стоит ли оно того? Точнее выгорит ли? Я в это не верю. В стране, где полно хороших программистов и веб-дизайнеров, ни одна муниципальная, гос. организация не может себе сделать нормальный сайт. А люди, которые могут, пусть они и мплагиатили идею, гнобятся и высмеиваются. Хотя на готовый каркас они насадили свою начинку, сплотили миллионы людей.(да, я говорю конкретно о молодом и талантливом парне Павле дурове и еще 20 людях, которые вместе с ним создали контакт).
Это я привела в пример более современную и понятную проблему. Возьмем более скрытую и давнюю - наука. Выдающиеся ученые живут в бедности, получают копейки. Учителя получают оффициальную зарплату - 5к. Медицина... в Ж медицина! Зарплаты маленькие, финансирования нет, в больницах и поликлиниках витает совковый дух и чудовищная бюрократия.
Какое нам светит будущее? Если уже даже не современное поколение, а вообще люди, живущие сейчас, - это люди у которых одно полушарие мозга - баннер канала "Россия 1", другое - НТВ, более мелкие разделы занимают "рен", "дтв", "тнт"... люди, не способные мыслить.
sezverev From: sezverev Date: June 20th, 2010 09:26 pm (UTC) (Link)
позвольте спросить, откуда Вы так хорошо знаете американский образ жизни? Вы там долго жили? или же Вы судите о нем по фильмам и ТВ-передачам?
и собственно вроде тут никто Америку не ругал, мы тут совсем о другом говорим
aniod From: aniod Date: June 19th, 2010 07:42 am (UTC) (Link)
Какое нам светит будущее, если наша нынешняя жизнь - это сильно утрированный Чеховский маленький человек. Страной правят деньги, поэтому в автомобильной аварии виноваты погибшие женщины-медики, а не выехавший на встречку шишка тз Лукойла, поэтому у пенсионеров отнимают льготы, поэтому единственный в России завод компрессорного оборудования, выполняющий госзаказ, завод, на котором дышит весь русский флот, пять лет уже суд за судом проигрывает частному богатому инвестору.
Отсюда и вытекает проблема с НФ и литературой вообще. Все закручено на деньгах, т.е. на спросе. Но порой, это даже подсознательно. Писатели - такие же роботы... поэтому и появляются никчемные книжки (книга по игре по фильму по книге! И _это_ читают! А потом плюются от Сталкера Тарковского, а книги Стругацких обзывают плагиатом и макулатурой. Эти люди просто неспособны их понять, они слишком тупы). Ваше, Николай, негодование мне понятно. Но все же, как Вы относитесь к такому писателю, как Андей Рубанов? Его книжку "Хлорофилия", вышедшую год назад, называют гениальной. Это вроде как не научная, но фантастика. И - нет, я им заинтересовалась не после хвалебных статей критиков, а потому что мне лично посоветовали те, кому я доверяю, у кого я готова учиться и перенимать опыт.
Ну и впечатленин он создает как человек. Глаза у него умные... и _другие_ (если для кого-то кроме меня это что-то значит).
"Мечтаю о Великой России"... почему-то, по-моему, звучит так же мерзко, как и "Россия - страна возможностей". Пздц, простите, а не возможности. Для выпускника - так вообще просто. Такое убийственное лицемерие....
К фразе про Жюля Верна: хм. Получается Вы, Ник, мой личный Жюль Верн... Только крылышки то мне пообрубили в "стране возможностей" , а розовые очки выбили стеклами внутрь...
Еще, пока читала Ваш лог, поняла, почему мне так нравятся Ваши книги: (ну кроме всего прочего) они написаны рационально и логично, математическим умом. А мне это легче понять, чем вувственные образы.
Ну в принципе и все, что я хотела сказать, прочитав пост и камменты.
З.ы. простите, если много опечаток, пишу с телефона
З.з.ы. тому человеку (людям), которые ненавидят америку или оголтелые патриоты или... ну в общем те, кого я описала выше (а они тут наверняка есть): я девушка, блондинка, через неделю исполнится 17.
Все. Теперь у вас есть все, что бы полить меня отборной грязью. Только мне плевать - я вижу у Вас в глазах баннер первого канала.

cronosecurity From: cronosecurity Date: June 19th, 2010 08:23 am (UTC) (Link)
Я придаю очень большое значение поднятому вопросу.

Создание некоторого очередного видения будущего, тем более не "явно сказочного" и вместе с тем нетривиального, имеет не только этическое значение, помогая человеку определиться с тем, чего он на самом деле хочет для своих потомков и какова цена того, чего он хочет. Оно является, пожалуй, единственно возможным способом извлечения заслуживающих внимания знаний о будущем, поскольку образует гораздо более масштабную сеть процессирования знаний, чем футурология, основанная на системном моделировании (хотя я к системному моделированию отношусь со всей серьёзностью). По сути, литературная версия будущего выносит на суд сообщества, в котором попадаются эксперты, набор гипотез, которые по вполне понятным психологическим мотивам подвергаются тщательной проверке на согласованность с известными фактами. Далее следует корректировка набора гипотез в новых произведениях... При этом читатель, как правило, сразу отличает те придуманные варианты будущего, которым так и суждено остаться "на обочине", от тех, которые заслуживают действительно серьёзного отношения.

Главная гипотеза Стругацких - высокая система воспитания. Я её не могу принять, потому что не верю в воспитание. Даже с чисто кибернетических позиций. Сложность человеческой личности несопоставима с пропускной способностью канала "наставник - воспитуемый". Известные примеры успешного воспитания, пожалуй, имеют такое же статистическое обоснование, как и примеры удачной игры в рулетку. Поэтому ефремовская модель, которая на самом деле опирается на исторически апробированные социальные и мировоззренческие модели, включая практики духовного самосовершенствования, созданные древними культами, но очищенные от культовой составляющей, выглядит намного достовернее. Но и она повисает в воздухе: достаточно почитать возражения Бертрана Рассела против Платона. Всё очень убедительно.

Конечно, будущее Никки рано сопоставлять с будущим, созданным великими фантастами, но у меня (я в своём праве!) есть чувство, что на каком-то этапе исторического пути человечества мы должны будем пройти этап, очень похожий на нарисованный. Меня могут побить, но мне представляется, что снискавшие столько симпатий приключения Алисы Селезнёвой происходят в таком же или в почти таком же мире. Бесплатные бутерброды на улицах вполне могут сосуществовать с многомиллиардными выплатами за спасение ценных активов.

Что можно сказать против мира Никки? Да по большому счёту - ничего, пожалуй. Мне (насколько я сейчас могу вспомнить) представляются едва ли реальными две вещи: тамошняя финансовая система, основанная на золотом долларе, и быстрые межпланетные перелёты в солнечной системе, использующие непонятно какой источник энергии и непонятно какой принцип создания импульса.

Как будут летать к звёздам - на этот счёт у Вас есть вполне разработанная и притом красивая гипотеза. А между планетами они там летают просто так, без всяких гипотез, как Говорун у Булычёва :).

Что касается финансов, их эволюция определяется транзакционными издержками, а они имеют тенденцию к росту и очень мощный драйвер этой тенденции - рост продуктивности экономики. Исподволь формируется кризисная ситуация, которую золотой доллар, тянущий за собой ещё большие транзакционные издержки, уж точно не решит. Более правдоподобной моделью был бы какой-нибудь вариант, сохраняющий бумажные (электронные) деньги, но выхолащивающий их кредитную природу, т.е. отвязывающий их от залога, с сохранением их ограниченности. Например, деньги могли бы эмитироваться в объёмах, устанавливаемых соглашением между королевскими семьями (пропорциональных ожидаемому росту/сокращению оборотов), и распределяться под низкий (пропорциональный росту оборотов) процент через банки, выполняющие лишь агентскую функцию и довольствующиеся агентским вознаграждением. При этом критерием отбора заёмщиков является не готовность предложить более высокий процент при заданном уровне риска, а, наоборот, вероятность возврата кредита при заданном уровне процента.
mad_bird_13 From: mad_bird_13 Date: June 21st, 2010 08:44 pm (UTC) (Link)
Что можно сказать против мира Никки? Да по большому счёту - ничего, пожалуй. Мне (насколько я сейчас могу вспомнить) представляются едва ли реальными две вещи: тамошняя финансовая система, основанная на золотом долларе, и быстрые межпланетные перелёты в солнечной системе, использующие непонятно какой источник энергии и непонятно какой принцип создания импульса.
Ну, золотой доллар не обязан (хотя может) быть именно золотым. Нынешние тоже весьма редко бывают серебрянными, они и бумажными-то бывают всё реже. Просто эквивалент стоимости определённого веса золота.
Источник энергии для межпланетных перелётов задан очень чётко: термоядерный реактор. А имея значительное количество энергии, можно подумать, как разгонять реактивную струю до субсветовой скорости, чтобы получить значительный импульс при выбросе малой массы.
cronosecurity From: cronosecurity Date: June 19th, 2010 08:24 am (UTC) (Link)

И самое главное!

>К моему сожалению, дистанция между академической физикой и конкретными мобилами, «Аватаром» и твиттерами слишком велика для дураков.

Imho не стоит недооценивать людей. Они намного умнее, чем кажутся. Другое дело, есть ли у них желание пользоваться своим умом или лень-матушка рулит. Третье дело - по необходимости глупое поведение толпы умных людей. Теория игр вполне объясняет этот феномен.

При наличии более мощных социальных лифтов для людей, пользующихся умом, а не скрывающих его, те же самые люди с теми же мозгами с с тем же самым базовым образованием смотрелись бы совершенно иначе.

From: kilala_abari Date: July 9th, 2010 09:02 pm (UTC) (Link)
don-beaver- мда..
39 comments or Leave a comment