Тезисы о будущем и фантастике
Многим не нравится будущее, описанное в «Астровитянке». Но не нравится очень по разному. Одни грустят, что оно мрачное и не коммунистическое – не такое, как у Стругацких. Но совершенно понятно, что коммунарское будущее Стругацких сейчас психологически (не говоря уж о политически-экономически) не достоверно. Оно перешло в ранг розовой мечты и, при попытке воплощения её в реальность в книгах или на экране, оно не убедит сердца читателей и зрителей старше семи лет. В разных местах и вот тут об этом много было сказано: http://zina-korzina.livejournal.com/388840.html. Достаточно посмотреть, как в заключительной сцене «Обитаемого острова» два коммунара долго и с удовольствием пускают друг другу кровавую юшку, так сразу станет понятен конфликт мира Стругацких с нынешними психологическими реалиями.
Другие ругаются, что будущее «Астровитянки» светлое, но капиталистическое и даже конкретно американское. Если попытаться расспросить – что в нём специфически американского, кроме природы из воспоминаний Джерри, то вряд ли кто внятно ответит. Неукротимое стремление олигархов к власти и богатству? Покупка за деньги всех мыслимых и часто запретных удовольствий? Социальное расслоение - от угнетающей бедности до омерзительной роскоши? Острое соперничество школьников, отражающее богатство/бедность их родителей? Высокая плата за обучение и лечение? Огромное число никому не нужных сирот в интернатах?
Получается, что капитализм в «Астровитянке» имеет скорее черты молодого и бесцеремонного капитализма вроде российского, чем старого европейско-американского. Уж по крайней мере в вопросе количества детей-сирот. Поэтому я не удивился, когда раздались заграничные голоса тех, кто счёл мир «Астровитянки» злобным поклёпом на гуманный американский капитализм.
На самом деле, мир «Астровитянки» - не российский и не американский, а лунный, национально-обезличенный, условный, несущий в себе характерные черты многих обществ. Можно возразить, что в 23 веке не будет, например, проблем детей-сирот. Ну и что? Будут другие, не менее острые. И зачем мне выдумывать социальные (и научные) проблемы, которые ещё не существуют и ничего не говорят ни моему, ни читательскому сердцу? Главное – не проблемы, а главное – стремление их решить и лучше всего демонстрировать это стремление на существующих, а не на выдуманных сложностях.
Конечно, «Астровитянка» обсуждает легко прогнозируемые тяжёлые проблемы будущего – например, преломление нынешнего социального расслоение в генетическое неравенство. Научная фантастика – это литературная разведка, это прогностическая литература.
Какие-то лирики иронически пишут о том, что «Астровитянка» - эта мечта физика о несбывшемся мире, где господствуют физика и физики. Пардон за бесцеремонность, но где вы нашли сбывшийся мир, где господствуют лирики? Наш мир – это мир победившей физики, которым управляют менеджеры, вокруг которых бегают на задних лапках лирики. К моему сожалению, дистанция между академической физикой и конкретными мобилами, «Аватаром» и твиттерами слишком велика для дураков. Поэтому возникает управленческо-лирическое желание обрезать финансирование физики, не трогая Интернет и компьютеры. Мысль, что технологическая крыша без фундамента физики через определенное время неизбежно рухнет, требует увязки нескольких логических умозаключений, а людей, на это способных, почти не осталось.
Научная фантастика – это литературная разведка, это прогностическая литература. И здесь как в квантовой механике - прогноз неотделим от реальности. Как спрогнозируешь, так и поплывёт. Был бы наш мир таким, каким он есть, без Жюль Верна? Совершенно точно, что нет: огромное число учёных, инженеров и конструкторов, чьи работы определили облик современного мира, признавались, что увлеклись наукой и техникой после чтения Жюля Верна.
Научные фантасты – это дождевые черви, которые разрыхляют почву для всходов будущего.
Российские фантасты – это могильные черви. Они необдуманно доедают последние питательные останки своей среды. Самый популярный (тиражи 100 тыс.) сериал - С.Т.А.Л.К.Е.Р.: приключения крепких безмозглых тел в радиоактивных чернобыльских джунглях. Брендовая кепка от Стругацких. Вторая популярная сага – приключения в радиоактивных подземельях Метро 2033, Глуховской, осторожно двери закрываются и без остановок до рубикона Березина.
Что будет со страной, где самой популярной прогностической литературой является выживание в радиоактивных трущобах?
«Мечтаю о великой России!» - с чувственным придыханием пишет в публицистических статьях писатель-фантаст-государственник. А в своих книгах он мрачен как утопленник на партсобрании упырей. Мальчик, ты бы определился с ориентацией. Разлад чреват импотенцией. И не только для государства, о котором ты горячо печёшься.
Российской фантастике как никогда нужна трезвость. И интеллект. Пока с этим туго. Смотрю на некоторых литературных деятелей, с которыми столкнулся в мире книгоиздания – интеллект вдвое меньше моего, текста длиннее статьи никогда не написал, да и художественных книжек меньше моего прочитал – но ведь глубоко уверен, чудак, что он знает, что такое литература, а я – нет. Хорошо бы ввести тестирование на IQ для редакторов и литкритиков научной фантастики. Меньше 110 или 120 – иди, дружок, работать в «Плейбой» или астрологом, там всё равно.
Для возрождения научной фантастики нужны новые писатели, редактора и критики. Требуются: интеллект и оптимизм.
Другие ругаются, что будущее «Астровитянки» светлое, но капиталистическое и даже конкретно американское. Если попытаться расспросить – что в нём специфически американского, кроме природы из воспоминаний Джерри, то вряд ли кто внятно ответит. Неукротимое стремление олигархов к власти и богатству? Покупка за деньги всех мыслимых и часто запретных удовольствий? Социальное расслоение - от угнетающей бедности до омерзительной роскоши? Острое соперничество школьников, отражающее богатство/бедность их родителей? Высокая плата за обучение и лечение? Огромное число никому не нужных сирот в интернатах?
Получается, что капитализм в «Астровитянке» имеет скорее черты молодого и бесцеремонного капитализма вроде российского, чем старого европейско-американского. Уж по крайней мере в вопросе количества детей-сирот. Поэтому я не удивился, когда раздались заграничные голоса тех, кто счёл мир «Астровитянки» злобным поклёпом на гуманный американский капитализм.
На самом деле, мир «Астровитянки» - не российский и не американский, а лунный, национально-обезличенный, условный, несущий в себе характерные черты многих обществ. Можно возразить, что в 23 веке не будет, например, проблем детей-сирот. Ну и что? Будут другие, не менее острые. И зачем мне выдумывать социальные (и научные) проблемы, которые ещё не существуют и ничего не говорят ни моему, ни читательскому сердцу? Главное – не проблемы, а главное – стремление их решить и лучше всего демонстрировать это стремление на существующих, а не на выдуманных сложностях.
Конечно, «Астровитянка» обсуждает легко прогнозируемые тяжёлые проблемы будущего – например, преломление нынешнего социального расслоение в генетическое неравенство. Научная фантастика – это литературная разведка, это прогностическая литература.
Какие-то лирики иронически пишут о том, что «Астровитянка» - эта мечта физика о несбывшемся мире, где господствуют физика и физики. Пардон за бесцеремонность, но где вы нашли сбывшийся мир, где господствуют лирики? Наш мир – это мир победившей физики, которым управляют менеджеры, вокруг которых бегают на задних лапках лирики. К моему сожалению, дистанция между академической физикой и конкретными мобилами, «Аватаром» и твиттерами слишком велика для дураков. Поэтому возникает управленческо-лирическое желание обрезать финансирование физики, не трогая Интернет и компьютеры. Мысль, что технологическая крыша без фундамента физики через определенное время неизбежно рухнет, требует увязки нескольких логических умозаключений, а людей, на это способных, почти не осталось.
Научная фантастика – это литературная разведка, это прогностическая литература. И здесь как в квантовой механике - прогноз неотделим от реальности. Как спрогнозируешь, так и поплывёт. Был бы наш мир таким, каким он есть, без Жюль Верна? Совершенно точно, что нет: огромное число учёных, инженеров и конструкторов, чьи работы определили облик современного мира, признавались, что увлеклись наукой и техникой после чтения Жюля Верна.
Научные фантасты – это дождевые черви, которые разрыхляют почву для всходов будущего.
Российские фантасты – это могильные черви. Они необдуманно доедают последние питательные останки своей среды. Самый популярный (тиражи 100 тыс.) сериал - С.Т.А.Л.К.Е.Р.: приключения крепких безмозглых тел в радиоактивных чернобыльских джунглях. Брендовая кепка от Стругацких. Вторая популярная сага – приключения в радиоактивных подземельях Метро 2033, Глуховской, осторожно двери закрываются и без остановок до рубикона Березина.
Что будет со страной, где самой популярной прогностической литературой является выживание в радиоактивных трущобах?
«Мечтаю о великой России!» - с чувственным придыханием пишет в публицистических статьях писатель-фантаст-государственник. А в своих книгах он мрачен как утопленник на партсобрании упырей. Мальчик, ты бы определился с ориентацией. Разлад чреват импотенцией. И не только для государства, о котором ты горячо печёшься.
Российской фантастике как никогда нужна трезвость. И интеллект. Пока с этим туго. Смотрю на некоторых литературных деятелей, с которыми столкнулся в мире книгоиздания – интеллект вдвое меньше моего, текста длиннее статьи никогда не написал, да и художественных книжек меньше моего прочитал – но ведь глубоко уверен, чудак, что он знает, что такое литература, а я – нет. Хорошо бы ввести тестирование на IQ для редакторов и литкритиков научной фантастики. Меньше 110 или 120 – иди, дружок, работать в «Плейбой» или астрологом, там всё равно.
Для возрождения научной фантастики нужны новые писатели, редактора и критики. Требуются: интеллект и оптимизм.