don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Categories:

Тезисы о будущем и фантастике

Многим не нравится будущее, описанное в «Астровитянке». Но не нравится очень по разному. Одни грустят, что оно мрачное и не коммунистическое – не такое, как у Стругацких. Но совершенно понятно, что коммунарское будущее Стругацких сейчас психологически (не говоря уж о политически-экономически) не достоверно. Оно перешло в ранг розовой мечты и, при попытке воплощения её в реальность в книгах или на экране, оно не убедит сердца читателей и зрителей старше семи лет. В разных местах и вот тут об этом много было сказано: http://zina-korzina.livejournal.com/388840.html. Достаточно посмотреть, как в заключительной сцене «Обитаемого острова» два коммунара долго и с удовольствием пускают друг другу кровавую юшку, так сразу станет понятен конфликт мира Стругацких с нынешними психологическими реалиями.
Другие ругаются, что будущее «Астровитянки» светлое, но капиталистическое и даже конкретно американское. Если попытаться расспросить – что в нём специфически американского, кроме природы из воспоминаний Джерри, то вряд ли кто внятно ответит. Неукротимое стремление олигархов к власти и богатству? Покупка за деньги всех мыслимых и часто запретных удовольствий? Социальное расслоение - от угнетающей бедности до омерзительной роскоши? Острое соперничество школьников, отражающее богатство/бедность их родителей? Высокая плата за обучение и лечение? Огромное число никому не нужных сирот в интернатах?
Получается, что капитализм в «Астровитянке» имеет скорее черты молодого и бесцеремонного капитализма вроде российского, чем старого европейско-американского. Уж по крайней мере в вопросе количества детей-сирот. Поэтому я не удивился, когда раздались заграничные голоса тех, кто счёл мир «Астровитянки» злобным поклёпом на гуманный американский капитализм.

На самом деле, мир «Астровитянки» - не российский и не американский, а лунный, национально-обезличенный, условный, несущий в себе характерные черты многих обществ. Можно возразить, что в 23 веке не будет, например, проблем детей-сирот. Ну и что? Будут другие, не менее острые. И зачем мне выдумывать социальные (и научные) проблемы, которые ещё не существуют и ничего не говорят ни моему, ни читательскому сердцу? Главное – не проблемы, а главное – стремление их решить и лучше всего демонстрировать это стремление на существующих, а не на выдуманных сложностях.
Конечно, «Астровитянка» обсуждает легко прогнозируемые тяжёлые проблемы будущего – например, преломление нынешнего социального расслоение в генетическое неравенство. Научная фантастика – это литературная разведка, это прогностическая литература.
Какие-то лирики иронически пишут о том, что «Астровитянка» - эта мечта физика о несбывшемся мире, где господствуют физика и физики. Пардон за бесцеремонность, но где вы нашли сбывшийся мир, где господствуют лирики? Наш мир – это мир победившей физики, которым управляют менеджеры, вокруг которых бегают на задних лапках лирики. К моему сожалению, дистанция между академической физикой и конкретными мобилами, «Аватаром» и твиттерами слишком велика для дураков. Поэтому возникает управленческо-лирическое желание обрезать финансирование физики, не трогая Интернет и компьютеры. Мысль, что технологическая крыша без фундамента физики через определенное время неизбежно рухнет, требует увязки нескольких логических умозаключений, а людей, на это способных, почти не осталось.
Научная фантастика – это литературная разведка, это прогностическая литература. И здесь как в квантовой механике - прогноз неотделим от реальности. Как спрогнозируешь, так и поплывёт. Был бы наш мир таким, каким он есть, без Жюль Верна? Совершенно точно, что нет: огромное число учёных, инженеров и конструкторов, чьи работы определили облик современного мира, признавались, что увлеклись наукой и техникой после чтения Жюля Верна.
Научные фантасты – это дождевые черви, которые разрыхляют почву для всходов будущего.
Российские фантасты – это могильные черви. Они необдуманно доедают последние питательные останки своей среды. Самый популярный (тиражи 100 тыс.) сериал - С.Т.А.Л.К.Е.Р.: приключения крепких безмозглых тел в радиоактивных чернобыльских джунглях. Брендовая кепка от Стругацких. Вторая популярная сага – приключения в радиоактивных подземельях Метро 2033, Глуховской, осторожно двери закрываются и без остановок до рубикона Березина.
Что будет со страной, где самой популярной прогностической литературой является выживание в радиоактивных трущобах?
«Мечтаю о великой России!» - с чувственным придыханием пишет в публицистических статьях писатель-фантаст-государственник. А в своих книгах он мрачен как утопленник на партсобрании упырей. Мальчик, ты бы определился с ориентацией. Разлад чреват импотенцией. И не только для государства, о котором ты горячо печёшься.
Российской фантастике как никогда нужна трезвость. И интеллект. Пока с этим туго. Смотрю на некоторых литературных деятелей, с которыми столкнулся в мире книгоиздания – интеллект вдвое меньше моего, текста длиннее статьи никогда не написал, да и художественных книжек меньше моего прочитал – но ведь глубоко уверен, чудак, что он знает, что такое литература, а я – нет. Хорошо бы ввести тестирование на IQ для редакторов и литкритиков научной фантастики. Меньше 110 или 120 – иди, дружок, работать в «Плейбой» или астрологом, там всё равно.
Для возрождения научной фантастики нужны новые писатели, редактора и критики. Требуются: интеллект и оптимизм.
Tags: Литанализ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments