?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
don_beaver
don_beaver
don_beaver
О богомерзкой геометрии
В ходе написания научной сказки про Гутенберга с удивлением узнал, что способ печати Гутенберга (1455 год) очень быстро - за 20 лет - распространился по Европе. В Россию же печать пришла на 100 лет позже – и то по велению царя. Первопечатник Федоров был диаконом и книги печатал церковные, но его типография была немедленно сожжена, и сам он вынужден был спасаться бегством в Литву.

«Первопечатник Иван Федоров писал с полной определенностью, что его типография была учреждена вследствие покровительства и щедрости царя, тогда как гонителями печатников выступили «многие начальники и священноначальники», подозревавшие книжных мастеров во «многих ересях». Духовенство решительно воспротивилось тому, чтобы принять из рук еретиков изобретение европейской цивилизации.»
Скрынников Р.Г. Третий Рим (книга есть в хорошей библиотеке http://www.erlib.com)
http://www.erlib.com/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%D0%A1%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%B8%D0%BC/14/

Хотя в России инквизиции не было, но церковная цензура и нелюбовь к наукам была, пожалуй, посильнее европейской. "Богомерзостен пред Богом всяк любяй гиомитрию и прочая таковая». Ниже приведены несколько отрывков из прочитанного мною. Сравните с заявлениями диакона Кураева о том, как церковь вскормила науку.



http://www.ateism.ru/articles/alexec01.htm

«Так в 1163 г. Папа Александр III издал буллу о запрете “изучения физики или законов природы”. Меньше чем через столетие действие этой буллы испытал на себе Роджер Бэкон, отсидевший в тюрьме инквизиции более десяти лет и выпущенный из нее незадолго до смерти. Спустя столетие папа Бонифаций VIII запретил анатомирование трупов. А уже в 1317 г. Папа Иоанн XXII издал буллу, которой запрещалось алхимия. Фактически же ею признавались вне закона занятия и химией как одним их “семи дьявольских искусств”. Тех, кто игнорировал запреты, наказывали, преследовали и казнили».

«...позорные для церкви случаи с Коперником, Бруно и Галилеем являются лишь вершиной айсберга драматического противостояния науки и религии. А сколько было менее известных случаев преследования ученых, которые в ходе научных исследований и экспериментов невольно опровергали тот или иной религиозный догмат?
Так в 1558 г. был отправлен на костер великий ученый и врач М. Сервет, открывший малый круг кровообращения. В начале XVII в. теологический факультет Парижского университета вынес тут же приведенное в действие постановление об изгнании из Парижа геологов де Клава, Бито и де Вильона и об уничтожении их сочинений. В середине XVIII в. репрессии обрушились на ученого Бюффона. Ему не осталось ничего другого, как публично провозгласить: “Я объявляю, что не имел никакого намерения противоречить тексту священного писания, что я самым твердым образом верю, во все то, что говорится в Библии о сотворении мира в отношении как времени, так и самого факта; я отказываюсь от всего, что сказано в в моей книге относительно образования Земли, и вообще от всего, что может оказаться противоречащим повествованию Моисея”. Еще в середине XVIII в. математик и астроном Боскович должен был прибегать к таким уловкам: “ … преисполненный уважения к священному писанию и декрету святой инквизиции, я считаю Землю неподвижной; тем не менее, для простоты изложения я буду рассуждать так, как будто она движется”. В Италии во второй половине XVI в. И. Порта, занимавшийся исследованиями в области метеорологии, оптики и химии, был вызван к папе Павлу III, который приказал ему прекратить свою “колдовскую” деятельность и распустить организованное им общество естествоиспытателей. В 1624 г. аналогичное общество, созданное в Париже, также подверглось запрету в результате вмешательства теологического факультета Сорбонны. Церковь выступила против академии дель Линчеи в Риме, ей удалось заставить академию дель Чименто во Флоренции прекратить своё существование через 10 лет после возникновения».

«Перед лицом успехов науки позиция РПЦ могла быть выражена следующей формулой: если научные открытия опровергают религиозные догматы, то тем хуже для науки. Ещё М. Ломоносов (кстати, глубоко верующий человек), раздраженный нападками церковнослужителей на свои исследования, потребовал, чтобы духовенство “не привязывалось к ученым” и “не ругало науки”. Учение Ч. Дарвина, вызвавшее ожесточенные нападки католиков и протестантов, было встречено в штыки и православием. Сторонников дарвинизма подвергали травли. Из-за гонений духовенства был вынужден покинуть Россию сторонник дарвинизма, выдающийся биолог, лауреат Нобелевской премии, И.И. Мечников. Церковь запретила книгу И.М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” (1863), сочтя ересью учение о естественной природе психики человека. Был запрещен кантемировский перевод сочинения Фонтенеля “О множественности миров”; синод в своем обращении к правительству по этому поводу требовал издать указ, “дабы никто отнюдь ничего писать и печатать не мог как о множественности миров, так и о всём другом, вере святой противном, под жесточайшим за преступление наказанием”. Было запрещено сочинение Тредьяковского “Феоптия” на том основании, что там было сказано, “будто Земля вертится, а Солнце стоит, и будто Луна ходит вслед за Землею”. Настаивая на запрещении книги Поупа “О человеке”, духовная цензура мотивировала свое требование таким образом: автор “ни из священного писания, ни из содержимых в православной нашей церкви узаконений ничего не заимствуя, единственно все свои мнения на естественных и натуральных понятиях полагает, присовокупляя к тому и коперникову систему, такого ж и мнения о множественности миров, священному писанию совсем не согласные”.»

Из коллекции атеиста Игоря Д.

По России:

На Стоглавом Соборе 1551 г. была запрещена астрологическая литература (как "еллинские бесования" и "богомерзкая прелесть"). В исполнение соборного решения помимо прочих "изымались и уничтожались... книги астрономического содержания, переводы античных авторов по философии"
(Титов В. Ложные и отреченные книги славянской и русской старины: Тексты-первоисточники 15-18 вв. с примечаниями, комментариями и частичным переводом / Гос. публ. ист. б-ка России. - М., 1999. - С. 106).

Из школьных прописей России 17 в.
"Братие, не высокомудрствуйте, но во смирении пребывайте, по сему же и прочая разумевайте: Если спросят тебя, знаешь ли ты философию, отвечай: еллинских борзостей не текох, риторских астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах, философию ниже очима видех; учуся книгам благодатного закона, как бы можно мою грешную душу очистить от грехов".
"не чти много книг, да не в ересь впадеши".
"Богомерзостен пред Богом всяк любяй гиомитрию и прочая таковая; се душевнии греси [ереси]".
В сети не указаны источники статьи. Связался с автором (М. К. Чиняков, историк), источники в
С. Князьков. Как начался раскол русской церкви: Ист. очерк. - СПб., 1911. - С. 22-23
См. также
Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. - М., 1983. - С. 298-308

Из Устава о Цензуре. 10 июня 1826 года.
«Всякое сочинение, перевод, подражание или извлечение, в котором отвергается, ослабляется или представляется сомнительным Святое учение откровения, достоверность и святость Священного писания, подвергается запрещению».

1848 г. св. Филарет Московский потребовал от известного историка профессора Т. Н. Грановского "объяснений, почему я в чтениях по истории не упоминаю о воле и руке божьей, управляющих событиями и судьбами народов" (Грановский Т. Н. Письмо к Я. М. Неверову. 28 декабря 1849 г.)

Сеченова за книгу "Рефлексы головного мозга" Петербургский митрополит потребовал "сослать для смирения и исправления" в Соловецкий монастырь.

Tags: ,

45 comments or Leave a comment
Comments
vitus_wagner From: vitus_wagner Date: August 5th, 2010 02:15 pm (UTC) (Link)
Вообще по казни Сервета я провожу ту линию, до которой религия еще, может быть, и играла сколько-нибудь позитивную роль в развитии цивилизации, а после которой - однозначно перестала.

Кстати, следует отметить что Сервета казнили не католики, а протестанты. Насколько я помню, лично Кальвин приговор подписывал. А то достаточно часто возникает утверждение, что де-католицизм плохой, а вот протестантизм с протестантской этикой - это совсем другое. Но вот процесс Сервета и процесс Салемских ведьм это утверждение опровергают.
dr_trollin From: dr_trollin Date: August 5th, 2010 02:45 pm (UTC) (Link)

так, приоказионно

отн. Фёдорова аки первопечатника: http://www.ukrmandry.com.ua/see_img_2753-2.jpg
окончательно он таки у нас (во Львове) поработал.
(хоть и не первым, но вельми успешно)
vitus_wagner From: vitus_wagner Date: August 5th, 2010 02:47 pm (UTC) (Link)

Re: так, приоказионно

А разве "у вас" тогда была не Литва? В смысле Речь Посполитна от можа до можа под властью литовской династии Ягеллонов?
From: abba65 Date: August 5th, 2010 04:07 pm (UTC) (Link)

разные факты

Львов никогда не был в составе Литвы (Великого княжества Литовского), а принадлежал Польше. Как город Королевства Польского, он, разумеется, вошел в состав Речи Посполитой.

Иван Фёдоров из Москвы бежал сначала в Литву (Заблудов под Белостоком), потом перебрался во Львов, потом в Острог (снова Литва, но уже после образования Речи Посполитой). Умер во Львове.

За 40-45 лет до Ивана Фёдорова работал Франциск Скорина - сначала в Праге, потом в Вильно. Он и есть первопечатник на церковнославянском. Кстати, Скорина за 30 лет до Фёдорова пытался наладить типографию в Москве. Увы, книги сожгли, а его выгнали как католика...
vitus_wagner From: vitus_wagner Date: August 5th, 2010 04:17 pm (UTC) (Link)

Re: разные факты

Спасибо за разъяснения особенностей геополитики XVI века. Я в них иногда путаюсь.

Хотя в данном случае я имел в виду в основном то, что для тогдашнего русского "бежать в Литву" - это бежать в Речь Посполитую, а где уж там внутри этого большого государства осесть - дело десятое. Но возможно, я не прав, тем более что Федоров добирался до Львова действительно через Литву.

the_samian From: the_samian Date: August 5th, 2010 03:09 pm (UTC) (Link)
Про богомерзкую геометрию есть еще в знаменитом "Курсе русской истории" Ключевского (лекция 54).
http://www.magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec54.htm
don_beaver From: don_beaver Date: August 6th, 2010 02:21 pm (UTC) (Link)
Геометрия особенно мерзка тем, что не поддается посту и молитве - её проклятую надо учить и ПОНИМАТЬ!
the_samian From: the_samian Date: August 6th, 2010 02:31 pm (UTC) (Link)
Нет-нет! Если хорошенько помолиться, то вполне можно вымолить четырехугольный треугольник! )))
From: tilimilitram Date: August 18th, 2010 03:52 pm (UTC) (Link)
Мне был послан такой :)
cronosecurity From: cronosecurity Date: August 5th, 2010 07:19 pm (UTC) (Link)
А мне что-то некстати Вавилов вспомнился. И Чаянов с Кондратьевым. И смещение Немчинова с должности директора ТСХА. И гонения на кибернетику. И дискуссия о методе. И вопросы языкознания. И цитирование Ленина в докторских по физике (может собственных Босковичей российская земля рожать, ага).

Впрочем, Партия и Церковь - близнецы-братья.
don_beaver From: don_beaver Date: August 6th, 2010 02:20 pm (UTC) (Link)
Нетерпимость в обществе к инакомыслящим - величина более менее постоянная, перетекающая от одной организации к другой.
From: tilimilitram Date: August 6th, 2010 12:29 pm (UTC) (Link)
Уй! Судить об истории отношений церкви и науки по материалам библиотечки атеиста так же неполезно, как судить об истории Японии по трудам китайских пропагандистов 60х годов, -- и там и тут очень специфическая и тенденциозная подача материала.

Типография Ивана Федорова сожжена не была, сам он об этом ничего не писал, шрифты из его типографии использовались после его отъезда другими типографами. Сам же Иван федоров вывез немало печатного оборудования (рамки, заставочные доски, матрицы). Причины прекращения деятельности первых московских типографий были политическими. В небезопасной Москве времен Ивана Грозного, начала опричнины, враждебных ей боярских семейств, духовенство можно было и на той и на другой стороне найти.

"К вопросу о прекращении деятельности первых типографий в Москве", Б. В. Сапунов, АН СССР, год издания не указан.

Далее, опальный диакон устроил типографии при Львовском Успенском братстве (национально-религиозная общественная организация православных мещан Львова) и Онуфриевском монастыре. Окончил дни и погребен все в той же обители преподобного Онуфрия Великого. Сейчас в тех местах его память опять в небрежении и это опять вопрос политики, -- украинские националисты греко-католики не любят православных "московитян".

Теперь, попробуйте найти текст той буллы Александра III о запрете “изучения физики или законов природы”. Против кого она направлена? Против ученых или против монахов, все чаше покидавших ради занятий наукой/правом/медициной монастыри? Потом эти ограничения распространили и на служащих священников? И это не был категорический запрет, можно было получить диспенсацию. Согласитесь, это существенно меняет картину.

Боюсь, что и со многим прочим компроматом та же пертушка. Антирелигиозные пропагандисты пристрастны и тенденциозно подбирают и упрощают материал. Внимательная проверка не всегда их опровергает, но всегда сильно меняет картину, складывающуюся только под влиянием их книг.
don_beaver From: don_beaver Date: August 6th, 2010 02:19 pm (UTC) (Link)
О сожжении типографии Федорова сказано в слишком многих источниках, чтобы валить все на происки атеистов - см.P.S. А шрифты могли и уцелеть и использоваться дальше. В конце концов - работать печатникам не дали? В Литву они бежали? Это и показывает восприимчивость православной Руси к новым веяниям, которые в Европе уже сто лет как были не новыми. Я понимаю желание верующих все церковные грехи перекрасить в белый цвет, но примечательна ваша логика - чего им верить, они же атеисты! А если наоборот повернуть - чего с вами разговаривать, вы же верующий! Мне наглого тона Кураева по отношению к Галилею и Копернику достаточно, чтобы понять - какую атмосферу для науки может создать церковь.

P.S.

Английский посланник Флетчер, живший в Россию в 1588 году, привел следующее объяснение преследований церковью первопечатника Ивана Федорова: "будучи сами невеждами во всем [речь идет о русском высшем духовенстве], они стараются всеми средствами воспрепятствовать распространению просвещения, как бы опасаясь, чтобы не обнаружилось их собственное невежество и нечестие. По этой причине они уверили Царей, что всякий успех в образовании может произвести переворот в государстве и, следовательно, должен быть опасным для их власти. В этом случае они правы, потому что человеку разумному и мыслящему, еще более возвышенному познаниями и свободным воспитанием, в высшей степени трудно переносить принудительный образ правления. Несколько лет тому назад, еще при покойном Царе [Грозном], привезли из Польши в Москву типографский станок и буквы, и здесь была основана типография с позволения самого Царя и к величайшему его удовольствию. Но вскоре дом ночью подожгли, и станок с буквами совершенно сгорел, о чем, как полагают, постаралось духовенство".

«Еще в XVI веке в Москве, когда дьяк Иван Федоров открыл первую типографию, московское духовенство обвинило печатников в ереси и натравило на разгром типографии темный люд. Печатный станок был разбит, шрифты разбросаны, помещение сожжено, а первые печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец принуждены были бежать из России в Литву».
Е.Андреева «Жестокий путь»

«Первая типография в России возникла при Иване Грозном (в 1553 г. приказано выстроить дом и снабдить его необходимым оборудованием; типография открыта в 1563, а в 1565 г. там напечатан “Апостол” - книга деяний и посланий апостольских; видимо, были и более ранее издания, без обозначения даты). Типография существовала с перерывами до конца ХУП в., как учреждение под покровительством правительства. Поэтому в цензуре не было особой нужды. По преданию, печатный двор - первая типография, руководимая Иваном Федоровым, была хорошо поставлена. Но позднее народ сжег ее (осуществив первую цензуру). Федоров с товарищем бежали в Литву».
Рейфман П. «Из истории русской, советской и постсоветской цензуры»

«После сожжения противниками книгопечатания типографии в Москве, Иван Федоров перебрался во Львов, где стал основоположником книгопечатания в Украине.
....После сожжения печатного двора в Москве он был перенесен в Александровскую слободу».
http://community.livejournal.com/historic_russia/24167.html
the_samian From: the_samian Date: August 6th, 2010 02:40 pm (UTC) (Link)
Вообще-то, строго говоря, в том тексте действительно много натяжек. Например, насчет сожжения Чекко д'Асколи за круглую Землю. Его действительно сожгли, но за какие-то астрологические идеи. Если за круглую Землю жечь, то пришлось бы жечь всех университетских профессоров, поскольку астрономия в университетах изучалась по учебникам, которые начинались с круглой Земли (например, знаменитый курс Сакробоско).
From: tilimilitram Date: August 6th, 2010 03:36 pm (UTC) (Link)
О сожжении типографии Федорова первыми стали писать вовсе не атеисты, в силу малочисленности последних в те давние времена :)

Во ссылка на то исследование Сапунова: http://www.pushkinskijdom.ru/Portals/3/PDF/TODRL/12_tom/Sapunov/Sapunov.pdf

Это не очень большая работа, там есть и про взгляды на этот вопрос Андре Теве, Флетчера, Карамзина, Соловьева и многих других. Иван Федоров начал печатное дело в Москве, но вскоре возникли и другие типографии в немалом числе. Сразу по отъезду Ивана Федорова и по прекращению деятельности (по видимому из-за пожара) другой анонимной типографии, Андроник Невежа и Никифор Тарасиев, ученики первопечатников, повелением царя «составили» новую типографию.

Сапунов обосновывает утверждение, что типография Федорова, а ее местоположение примерно известно, не горела. Горела другая, -- анонимная. Наберется добрый десяток версий о том, кто и зачем типографии жег и жег ли. Атеистическая пропаганда извлекает одну потребную ей и гвоздит духовенство. Разумеется не упоминая, что Федоров и сам духовного звания, печатал духовные книги и нашел самый теплый прием православными украинцами, да и трудился в основанной им же типографии при монастыре.

По сети часто гуляют компиляции всего нескольких убойных всем известных текстов освещающих тот или иной вопрос. Невозможно для собственных нужд всегда и все проверять и придирчиво перепроверять. Но заимствования из таких компиляций опасно воспринимать в одну цену с тем, в чем ты сам однажды разобрался.

Кураеву трудно обсуждать астроклимат и доказательства теории Коперника. Ему легко надергать цитат из расхожих компиляций и скрепить их своими домыслами. Он поступил нехорошо в том, что подал как нечто достоверное плод такой работы. Детям давать это опасно, технология изготовления никаким критериям надежности и качества не соответствует.

Так и тут. В детские книги не должны попадать перепечатки из Википедии (при всем моем к ней уважении) и материалы впервые найденных за пару вечеров в Гугле без строжайшей и обременительной для неспециалиста проверки или профессиональной обстоятельной рецензии.

У меня нет желания перекрасить темные деяния клириков в белый цвет, у меня нет желания выдавать закономерные эффекты за частные исключительные случаи. Проблем хватает. Незачем к ним прибавлять эффекты неточного и предвзятого освещения.

Я стою на этом не только в разговоре с атеистами. Я говорил так же с католиками, нелепо обрадовавшимися тому, что де случай Галилея раздут, его претензии на автономию науки якобы преувеличены, последствия же не особенно велики.

Вот тот разговор: http://hithlin.livejournal.com/372559.html?thread=2078287#t2078287

Только поберегитесь читать комментарии в других ветках, там столько нелепой ерунды с обеих сторон:)
45 comments or Leave a comment