don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Category:

Парадигмы и учёные

Вот тут разгорелась полемика с «Большим братом»
http://don-beaver.livejournal.com/2834.html?view=2208786#t2208786
Суть спора в том, что многие (включая моего оппонента) полагают, что теория Эйнштейна в предельном случае слабой гравитации превращается в теорию Ньютона. Вслед за Томасом Куном, создателем теории смены научных парадигм, и как физик, много занимавшийся теорией относительности, я полагаю, что теория Ньютона была ПОЛНОСТЬЮ заменена теорией Эйнштейна. Потому что у Ньютона в плоском пространстве действовала непонятная притягивающая сила, а у Эйнштейна никакой гравитационной силы нет, а есть искривлённое пространство. Рецептурно формулы Ньютона остались, а все пружины внутри них изменились. Старая парадигма была выброшена на помойку (пардон, отнесена в музей истории), её место заняла новое мировоззрение.

Тут есть момент, который не-физику понять очень трудно. И я постараюсь его сейчас объяснить. Если вы – простой пользователь физики, то, кроме формул, вам ничего от неё не надо. Вы берёте готовую формулу и с её помощью вычисляете, что если приложить к медному проводнику такой-то потенциал, то получите такой-то ток. Детали этого процесса вас не волнуют.

Для профессионального физика или человека, который получает ранее неизвестные закономерности или объясняет непонятные в рамках классической теории феномены, мировоззрение не менее важно, чем формулы. Правильная физическая парадигма - это способ получения нового знания и новых формул. Вы никогда не поймете туннельный эффект, если будете рассматривать электроны в рамках ньютоновской парадигмы - как твёрдые шарики, отскакивающие от стенки потенциала. Но если вы будете мыслить в парадигме квантовой механики и учтёте , что электроны – это волны, то туннельный эффект станет для вас прозрачным, как и стенка потенциального барьера.

Часто наблюдаемое явление нельзя объяснить с помощью математических операций, проводимых на известных уравнениях. Если ваша физическая модель явления неполна, то никакие математические фокусы не помогут. Но в чём, в чём ваша модель неполна?! Вы засыпаете, а в вашем мозгу летают электроны, или планеты, или космическая пыль, вы просыпаетесь – а они тут, как тут. Вы жуёте завтрак, ведёте ребенка в школу, едете в автобусе, - и в любую свободную секунду рассматриваете физическую картинку со всех сторон, добавляете тот или иной фактор. Вы должны ПОНИМАТЬ, как взаимодействуют ваши «персонажи» разыгрываемой «сцены» - вы должны знать их свойства, «характер» и т.д. Вы никогда не поймете, почему перигелий Меркурия движется быстрее, чем нужно по теории Ньютона, если не откажетесь от идеи плоского пространства и не перейдете в новое видение мира – эйнштейновское.

Если кто-то вам доказывает, что вклад Эйнштейна в науку – это лишь три новых эффекта, дополнительных к трём миллионам ньютоновских эффектов, то это означает, что этот человек никогда новых физических закономерностей не открывал, иначе бы он знал цену мировоззрения. Понимание мира – это внутреннее содержание науки, а формулы – это её внешнее проявление. Учёный ищет не формулы, а гармонию. Физическая модель, объясняющая явление, должна заработать как правильно собранные часы. И только тогда, когда физическая картина явления станет в вашей голове логичной и закономерной, вам сразу станет понятно, что в ваших уравнениях не хватает вот такого слагаемого, и тогда математическая модель феномена вырастет на глазах, забрав у вас всего-то с годик бешеных вычислений и пять кило старых компьютерных распечаток.

Пример из другой области. Практикующий врач, столкнувшись с воспалением раны на руке, лезет в справочник, берет рецепт и колет больному пять кубиков пенициллина в ягодичную мышцу. Деталей ему знать не обязательно, достаточно того, что это сработает. Врач-исследователь, который ищет новое лекарство, не может базироваться на сборнике готовых рецептов, он должен глубоко понимать процесс излечения или, как минимум, создать приемлемую гипотезу для него. Он должен понимать, что пенициллин действует только на определенные виды бактерий, которые содержат в клеточных стенках определенного вида белок. Поэтому применять пенициллин против холерных вибрионов бессмысленно, здесь нужно что-то другое.... И он начинает искать это другое лекарство, базируясь на ПОНИМАНИИ. На мировоззрении, или говоря языком Куна, парадигме.

Я не надеюсь на полное понимание сказанного, но на некую иллюзию оного рассчитываю.
Tags: Научные истории
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments