Он действительно эксперт, методист крупнейшей детской библиотеки, создатель «Библиогида» – информационного ресурса по детской литературе http://bibliogid.ru/ (кстати, очень рекомендую – максимально профессиональный сайт).
Хороший человек, много полезного делает.
Одновременно этот эксперт-филолог считает, что в современных условиях жюль-верновская фантастика невозможна (то есть обречена на провал и т.д.) Почему он так считает? Не знаю, но полагаю, что из интуитивных соображений, которые составляют основной базис умозаключений филологов. Причем мы спорили ещё до выхода первой «Астровитянки». Сейчас уже три «жюльверновские» астровитянки вышли и не провалились, но не сомневаюсь, что это ничего не изменит в позиции данного эксперта-филолога. Если факты не укладываются, то тем хуже для фактов. Я как-то наивно спорил на эту тему с тандемом Березин-Мидянин, которые тоже были уверены, что «провалится». Когда не провалилось, они заявили, что «Астровитянку» спасла яркая обложечка с завлекательной аннотацией. Литературный эксперт скользкий как угорь, нам прямолинейным естественникам с ними спорить безнадёжно – мы из разных миров.
Вот заявил я, что филологи-эксперты «не представляют себе всю многомерность окружающего его мира». Внимание, ответ sniffmoominа - исключительно красноречивый: «Вы-то пишете беллетристику (иными словами, художественную литературу), но при этом хотите, чтобы оценивали Вас по меркам познавательной». То есть, в модели литературы, которой придерживается этот эксперт, есть художественная, а есть познавательная литература. Художественной литературы с познавательной компонентой (смеси или двумерия) быть не может! Вот именно это я и имел в виду, когда говорил об отсутствии многомерия. НЕЛЬЗЯ располагать книги по одномерной шкале – давно пора переходить к более сложным, многомерным моделям. Вот примерно так располагаются четыре основных вида литературы в двумерном пространстве «познавательность – художественность».
Очевидно, что мир литературы гораздо сложнее двух одномерных линеек худлита и научпопа. Под художественностью я понимаю стиль, сюжет и героев, поэтому мемуары, которые ограничены в героях и сюжете, заведомо левее обычной художественной литературы, а самый левый науч-поп вообще сюжетно-героическую компоненту не использует.
Конечно, эта картина является гипотезой, но её можно проверить – сейчас для этого есть удобные способы. Можно отобрать сотню хорошо известных книг научной фантастики, фэнтези, большой литературы и науч-попа – и попросить читателей, например, Фантлаба выставить каждой книге из списка по четыре оценки в 10 балльной шкале: за художественность (Х), за информативность (познавательность) (И), за прогностичность (П) и общая оценка (О).
А потом усреднить ответы для каждой книги и нанести эту сотню точек на разные пространства. Пространство «познавательность – художественность», дополненное третьей осью «прогностичность», полагаю, даст интересную картину – в направлении прогностичности твёрдая научная фантастика явно должна быть лидером. Эти четыре оценки позволят сделать интересные выводы о геометрии метрического пространства читательской заинтересованности – другими словами, о заинтересованности читателя в каждой из заданных компонент литературного произведения. Помните пифагоровы штаны? Это плоский случай квадрата длины вектора в 3-х мерном эвклидовом пространстве = Х^2 + И^2 + П^2. Но читательский интерес НЕЭВКЛИДОВ. Поэтому, сравнивая квадрат общей оценки О^2 с величинами Х^2 , И^2 и П^2 можно сделать потрясающе интересные выводы, например, что О^2 = Х^2 + 0.6*И^2 + 1.3*П^2. (Объяснять?) Эти результаты будут отражать реалии читательского интереса, а не умозаключения высосанные из пальцев экспертов. Такие исследования можно смело класть в основу издательской политики, потому что это не чирикание барышни-эксперта, только что упавшей с пальмы Литинститута, а мнение потенциальных читателей.
Могу предсказать, что в пространстве «познавательность – художественность» должны наблюдаться:
1. Закон «Левого Нижнего Угла»: максимальное количество литературы данного класса будет концентрироваться в левом нижнем углу своей зоны (аналог закона Старджона).
2. Закон притягательности «Правого Верхнего Пространства» - оно пусто, оно перспективно, именно на пути вправо и вверх должны рождаться будущие шедевры.
3. Полагаю, что если составить список основных причин интереса людей к литературе (взаимоотношения людей = любовь, стремление пережить приключение с героями, узнать что-то новое и т.д.), то в многомерном пространстве этих читательских склонностей всегда будет какой-то класс книг, которые лидируют по одному из параметров (как твёрдая научная фантастика по прогностичности). Именно это позволяет выделять эти книги в отдельный подкласс литературы (любовные романы, боевики, детективы и т.д.).
В пространстве «познавательность – художественность» я красным кружком нанёс «Астровитянку» (где она, по моему мнению, располагается - но эта гипотеза тоже объективно проверяема), и будущую книгу научных сказок «Звёздный витамин» (синий кружок). Соседом моих «научных сказок» является книга Остера про микроба Петьку: http://888.nx.uz/mikrob.html
«Астровитянка» расположена в том же углу, что и Жюль Верн, Обручев и Велтистов. И именно с ними её надо сравнивать. Укладывать такие ОДНОВРЕМЕННО познавательные и художественные книги в единую линейку с Дюма или Успенским просто нельзя.
Я очень надеюсь, что когда-нибудь литературные эксперты начнут подтверждать свои умозаключения серьёзным анализом, а не красноречием.