don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Categories:

История в Астровитянке-2

Научное содержание «Астровитянки» очевидно выросло из профессиональной специализации автора. Поэтому там много астрономии и физики. Но я понимал, что давать такое однобокое видение мира юному читателю не очень хорошо – тем более речь идет о школе. Поэтому я постарался и мобилизовал все свои возможности. Так появилась (я говорю и о второй книге сразу) – сейсмология, география, кибернетика, робототехника и биология – где-то у меня с десяток статей, где-то практический опыт, где-то просто долговременный интерес.
Но бета-ридеры-гуманитарии всё равно стали обижаться, что у меня нет истории, герменевтики и т.д. Я сделал, что мог – и во второй книге мои герои рассуждают о лингвистической относительности Уорфа, парадигме, ассоциациях, интеллекте, эстетике пейзажа, масс-литературе и об истории. Но за исторический кусок я подвергся жестокой критике дамы-историка. Я был объявлен фальсификатором и даже «лжецом». Обмен мнениями с этим историком создал у меня впечатление, что я не способен сформулировать ни одного исторического утверждения, которые бы было правильным или хотя бы уместным в устах героев-школьников. Привожу ниже данный исторический кусок из «Теории катастрофы»:


Каждый день – увесистый кошелёк с двумя дюжинами золотых монет. Но Никки никогда их не хватало: сон был дорог и королевская корона отбирала свой налог. Но все оставшиеся драгоценные монетки времени Маугли щедро тратила в колледжских аудиториях – масса вещей в этом мире оставались для неё непонятными, и многое нужно было успеть узнать. В последнее время земная история стала привлекать особое внимание девушки.
Для того, чтобы найти фарватер в будущее, нужно изучить карту прошлых плаваний.
В Колледже Эйнштейна свободные дискуссии стали для студентов самой любимой формой учёбы. Можно было захватить стаканчик сока, сесть в уютное кресло, а то и свободно пристроиться на ковре - и от души поспорить или молча послушать чужие споры. Но хранить молчание редко кому удавалось – дискуссия, разгораясь, затягивала даже самых невозмутимых.
Сегодня дискуссию по теме «Культура: способность к самосохранению» вела профессор истории и культурологии Шаганэ.
- Римская цивилизация двухтысячелетней давности достигла удивительных высот культуры: массовой грамотности и библиотек, римского права и философии, водопровода и стадионов, и даже европейской сети мощёных дорог.
Профессор сокрушенно покачала головой:
- Но эта уникальная цивилизация не выжила. Почему Римская империя, достигнув такого уровня культуры и могущества, не уцелела? Какие уроки можно извлечь из падения Рима?
Дзинтара первой вступила в разговор:
- Римская культура была неполна. Для того чтобы выстоять, цивилизация римлян должна была превосходить окружающих варваров не только в грамотности и искусствах, но и в передовой технологии – в том числе в вооружении.
Дебби-Сова возразила:
- Римляне обладали лучшими в мире войсками. Римские легионы стали легендой.
Профессор Шаганэ согласно кивнула. Но Дзинтара уточнила:
- Я говорю не о войсках, а о вооружении и технологиях. Если бы римляне обладали бронзовыми пушками – а порох китайцы придумали примерно в те же времена – то никакие племена были бы не страшны Риму. Попробовал бы тогда дикий гот мочиться на форуме! Без передового вооружения, производство которого недоступно варварам, цивилизации трудно сохранить культурное превосходство. Передовые приёмы римского строя перенимались отсталыми племенами и оборачивались против самих римлян. Например, поселения испанцев и англичан в Новом свете, среди многочисленных индейцев, часто выживали лишь благодаря пороховому оружию, производство которого было доступно только европейцам.
Сигиз-Леопард, любитель альтернативной истории, высказался:
- Падение Рима стало культурной катастрофой для всей Земли. После разрушения огромной Римской империи в Европе на тысячу лет воцарились беззаконие, бездорожье и поголовное невежество – даже император Карл Великий, живший несколько веков спустя, был неграмотен! Если бы Рим не пал, мы сейчас летали бы к звёздам!
- Глупости! – возразила Деби-Сова. – Тёмные века были не такие уж тёмны. Карл Великий не умел писать, но был мудр и покровительствовал наукам. Его царствование называют «Каролингским Возрождением». Карл организовал мастерские по переписке книг – скриптории. В его царствование возник каролингский минускул – ясный и простой тип письма, который стал основой книгопечатания.
- И почему же тогда в эти «светлые» века единственными грамотными людьми были монахи? А все клерки вышли из клириков? – возразил Смит-Леопард.
Когда спор перекинулся на римское право, которое стало основой современной правовой системы, кто-то высказал мысль, что культура немыслима без общего почтения к законам. Принцесса высказалась снова неожиданно:
- Законопослушание и культура не всегда совпадают. Из варварских племён, разграбивших Рим, возникло потом государство – мощное и многолюдное. Оно прославилось дисциплинированностью своих граждан, которые точно следовали законам и распоряжениям власти. В двадцатом веке это государство вызвало две мировые войны, принёсшие миру неисчислимые бедствия. Законопослушание может стоять по колено в крови. Я подозреваю, что слепое подчинение властям отражает трудноизгладимый отпечаток былого варварства. Подлинная культура предполагает баланс между законопослушанием и социальной критичностью.
- Неужели вы думаете, что история двухтысячелетней давности может влиять на современные события? – хмуро спросил, а скорее - возразил, Корн-Олень.
Дзинтара усмехнулась:
- Крохотная Венеция, славная ремеслами и богатством – это анклав Римской империи, уцелевший от варваров благодаря островному положению и покровительству Византии. Сицилия, с её организованной преступностью в качестве теневого правительства, примечательна тем, что после римлян она сменила с десяток хозяев-чужаков. Её захватывали все, кому не лень – арабы, норманны, свевы, испанцы и австрийцы. Это было очень давно! Но последствия до сих пор ощутимы.
- Если вы говорили о Германии, то запомните, что я – коренной берлинец с Ку-дамм! – с вызовом сказал Корн-Олень и вскинул белокурую голову.
- Не думаю, что этот факт достоин запоминания, - невыразимо холодно ответила русская принцесса.
Профессор Шаганэ поспешила вступить в слишком разгорячившуюся дискуссию:
- История часто неотделима от географии. В отличие от северных районов Апеннинского полуострова, Сицилия и Южная Италия - это сельскохозяйственные районы. А на деревенских окраинах история течет совершенно иначе, чем в крупных городах. Венеция, действительно, чрезвычайно интересный город. В пятом веке нашей эры готы Алариха и гунны Аттилы разоряли север Римской империи. Население Аквилеи покинуло город и нашло пристанище в лагуне, где на островках Риальто в 421 году была основана Венеция. На материке веками хозяйничали захватчики, а обитатели Венеции сохранили независимость и создали удивительный оазис цивилизации. Для процветания страны войны губительны, а мир благотворен...
И профессор со значением посмотрела на Дзинтару и Корна.
- Полководцы тоже создавали страны и двигали историю! – заявил Смит. – Если бы не победы Мартелла и того же Карла Великого, Франция бы не возникла.
- Лошадиный хомут и отвальный плуг двигают историю сильнее, чем ваши полководцы! – возразила Нинон-Сова.
Профессор истории только потирала руки.



От автора:
Мне досталось не только за спорные, но, с моей точки зрения, интересные исторические гипотезы, озвученные школьниками, но и за все факты, которые, как мне казалось, я всего лишь извлек из учебников и популярных исторических книг: от неграмотности Карла до того, кто начал вторую мировую войну. Мне было заявлено, чтобы я не лез в науку, в которой ничего не смыслю, и оставил это профессионалам. И что Голливуд уже компостирует мозги детям на таком уровне и нечего стараться дальше.
И я тут подумал – а какого черта? Я вполне могу взять и выбросить этот кусок. Как в том неприличном анекдоте: если вы не согласны, то мы вас вычеркиваем.
Решил вынести на ваш читательский суд. Особенно мне интересно мнение историков, а также родителей-гуманитариев (или заинтересованных в развитии у детей интереса к истории). Итак, вопрос:
Считаете ли вы этот кусок из «Астровитянки-2» заслуживающим внимания и способным вызвать у детей интерес к истории, или он содержит слишком много ошибок и упрощений (перечислите, пожалуйста) и достоин уничтожения?

P.S. За построение первой фразы профессора:
«Римская империя - передовая европейская цивилизация двухтысячелетней давности, достигшая удивительных высот культуры - массовой грамотности и библиотек, римского права и философии, водопровода и стадионов, и даже европейской сети мощёных дорог.»
мне тоже попало:
«проблема с построением этой фразы в том, что причастие «достигшая» относится ко всем однородным членам предложения: грамотности, библиотекам, праву и т.д. А библиотек достичь нельзя.»
Я пытался возражать, что «достигшая» относится к высотам, а уж потом эти высоты перечисляются, но мне было заявлено, что я не знаю правил русского языка. Я их действительно не знаю, так как русский язык впитывается в своих носителей большей частью из среды, а не из правил. Если кто, знающий правила, выскажется по этому поводу – буду благодарен.
Tags: Астровитянка, Околонаучное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →