don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Categories:

Критика литкритики

Когда я выражаю удивление непрофессиональностью нынешних литкритиков, которые не столько анализируют текст и его аудиторию, сколько выпендриваются и грубят, то мне говорят о том, что я не специалист и ничего не понимаю. Ну вот вам диагноз специалиста, кандидата наук и литературоведа – абсолютно точный, как заключение патологоанатома. Может не все зеркала кривые, может и с рожей есть проблемы?

Юлия Щербинина "Под парусами паракритики"

«К началу нового века рефлексия художественного произведения постепенно замыкается на фигуре самого рефлексирующего». «Литературно-критический текст все чаще становится способом и средством самовыражения его создателя». «Паракритик выступает не от имени того или иного профессионального сообщества, в свою очередь устанавливающего коллегиальные конвенции и критерии (объективные или нет — другой вопрос) анализа и оценки литературного произведения, — он выступает от себя лично. Паракритик сам становится критерием и мерилом качества художественного текста».

«Современный рецензент-обозреватель-колумнист отрастил себе такое ИМХО, что его уже можно возить в тачке — как живот Синьора Помидора». «Так мнение заслоняется самомнением, суждение побивается осуждением».

«Априорная уверенность эксперта в объективности, правильности и справедливости собственных решений, заключений и выводов. Причем уверенность эта мотивирована внелитературными и экстралингвистическими обстоятельствами: свободой доступа к тому или иному информационному ресурсу, статусностью конкретного СМИ, прогрессивностью общественной позиции пишущего, его регалиями, былыми заслугами и/или заработанным ранее авторитетом, в конце концов — даже личным темпераментом».

«Василий Налимов, автор вероятностной теории смыслов, как-то заметил, что «рецензия, кажется, единственно узаконенная в нашей культуре форма дискуссии, в которой защищающийся выступает с открытым забралом, а нападающий — с закрытым, пользуясь правом анонимности». "Анонимность здесь означает не сокрытие имени пишущего, а отсутствие прямого канала связи, невозможность прямого контакта. «Семантическая закрытость рецензента» (термин В. Налимова), собственно, и есть прямая предпосылка презумпции его правоты».

«Литературная критика — своего рода транскрипция книги в обществе. И основная цель подлинной критики, критики per se — включить произведение в общекультурный оборот. Вывести текст в контекст, совместив по всем возможным точкам плоскости реального и художественного. (А задачи воспитания читателя и совершенствования писателя видятся уже производными и более подчиненными, хотя не менее значимыми.)»

«Любое официальное экспертное высказывание (будь то издательская аннотация, газетная рецензия или крупная «толстожурнальная» статья) в области литературы — это своего рода фермент, позволяющий читающей общественности усвоить и переварить художественный текст. Развивая «фармакологическую» метафору, паракритику можно уподобить плацебо, ферменту-пустышке. ...под видом фермента читатель нередко глотает пилюлю самомнения и апломба автора публикации. Станислав Ежи Лец назвал таких критиков считающими произведение автора эпиграфом к своей рецензии».

«Можно вполне определенно говорить о катастрофическом уменьшении глубины проникновения в художественный текст». «Заведомо сложное свертывается до абстрактно простого. Рассмотрение идейной стороны произведения сводится к панорамному обзору его основной проблематики. Интерпретация замещается поверхностными наблюдениями за развитием сюжета. Поспешные обобщения и опережающие выводы — как ошибки или уловки аргументации — обретают статус экспертных заключений».

«Так в паракритике художественный текст из объекта анализа самоочевидно становится мишенью для метания. Неважно, чего: ножей (обличительная стратегия), помидоров (ироническая стратегия) или стрел амура (комплиментарная стратегия). И читателю надо обладать почти всеядностью, а писателю — панцирем, чтобы не ощущать уколов несправедливых оценок или наждачных шероховатостей грубой лести».

«Экспертное заключение понимается как хлестание по щекам писателя или (реже) другого литкритика». «...несложно заметить: никогда ранее аналитика в области литературы не была близка к столь циничному и регулярному нарушению этических рамок, как в постиндустриальную эпоху. Вместо общепринятых этикетных формул возражения, сомнения, несогласия, журнальные и газетные полосы звенят садистическими пощечинами, на фоне которых филиппики Белинского выглядят ласкающими шлепками».

«Литературное произведение нельзя вспарывать разделочным ножом — будто рыбину, на которую к тому же сперва поставили клеймо «нового реализма», «младосорокина», «чернухи», «фэнтези» и пр. Литературный критик должен не грубо и хаотично хватать тело текста за разные места (преимущественно — за общие), но чувствовать его тонкие энергии, слышать его пульсацию, улавливать его внутреннюю динамику. Любить плоть и кровь художественного текста, его форму и содержание».

http://magazines.russ.ru/continent/2010/145/sh24.html
(я позволил себе рассортировать цитаты по темам)
Tags: Литкритическое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments