don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Categories:

Разные новости

1. Вышла книга про академика Фридмана, куда я написал большую статью про историю нашей с ним работы по спутникам Урана: http://read.ru/id/2228345/

2. Получил вчера по почте книгу «Звездный витамин». И сегодня уже прочитал – свежим взглядом. Очень хорошо получилось! Художник Кирилл Гарин молодец, и консультанты здорово помогли – и научность отследили, и интересные факты подсказали.Бумага очень неплохая и качество издания в среднем – отличное. С бодрым настроением буду работать над второй книгой. Уже двое консультантов отозвались, учёл их поправки и жду отклика от других.

3. Читатель прислал ссылку, спасибо ему, про еще один удар по теории мегаимпакта образования Луны: http://news.sciencemag.org/sciencenow/2012/03/findings-cast-doubt-on-moon-orig.html?ref=hp
Суть такая – если Луна образовалась в мегаимпакте Теи с Землей, то в Луне должно быть 40% вещества из Теи. Значит, изотопный состав элементов Луны и Земли должен быть неодинаков. Когда он оказался одинаковым для кислорода с Луны и Земли – это объяснили переносом газообразного кислорода с Земли на Луну. Сейчас космохимики доказали, что изотопный состав совпадает для титана. Но я уверен, что фанатики мегаимпакта быстренько придумают титановый пар, чтобы сохранить свою кормовую нишу. А вот кто из вас сможет внятно объяснить – в каких космических телах и как возникает разница в изотопах, например, титана?

4. Прилагаю ниже статью Евгения Леонидовича Ченцова, доктора наук, видного астронома, сотрудника Специальной Астрофизической Обсерватории на Кавказе, которую он опубликовал в прошлом году в республиканской газета «День республики» и только недавно мне прислал. Лично с автором не встречался и не дружил, только переписываюсь в последние месяцы. Кто интересовался – что думают про «Астровитянку» настоящие профессионалы – вот можете почитать.

ЕЩЕ О ЧТЕНИИ

Нейдет из головы заметка одиннадцатиклассницы В.Ситниковой «А все-таки мы читаем»
(ДР от 16 апреля с.г.). Самооценка на основе опроса сверстников. Приведено и внешнее
впечатление: «считается, что нынешняя молодежь не читает художественную литературу
вообще». Дополню его количественной оценкой из отчета Международной ассоциации
чтения, обследовавшей читательские навыки и начитанность школьников 32-х
экономически развитых стран. Российские подростки оказались на 27-м месте –
действительно «все-таки»! «Тупые американцы» на 15-м, на 1-м финны (педвузы
Финляндии кроме учителей-предметников готовят специальных учителей чтения).

В заметке очерчен и круг чтения. Мне он неведом, и я, пожалуй, войду в него. И даже не
с пустыми руками. Влада любезно представила наиболее популярных авторов, и с
помощью интернета я познакомился с «Сумерками» Стефани Майер и «Ловушкой для
героя» Тамары Крюковой.

М.Волошин признавался: книга что-то дает только тогда, когда отрываешься от нее и
задумываешься о своем. В «Сумерках», например, американская школа – «герой»
второстепенный, скорее лишь декорация, но мне приятно было узнавать ее приметы.
Вот Белла получает листок с индивидуальным расписанием. Там нет нашего понятия
класса, ученики одного потока по разным предметам учатся на разных уровнях. Поясню
на примере языка и литературы в одной из школ восточного Массачусетса. Это место –
«душа Америки», сюда в 1620-м году занесло «Мэйфлауэр» с пилигримами… Уровней
пять и на каждом еще веер программ - под разные склонности и способности. Верхний
уровень не для отличников, а для «теоретиков»: там пишут эссе по Шекспиру и
Достоевскому, на нижнем, сугубо практическом – газетный репортаж. На среднем уровне
курсы на выбор: «Человек – человеку» («выбирай его, если тебе не хватает слов и ты
чувствуешь, что становишься молчальником!»), «Футурошок» (литература, готовящая к
столкновению с будущим), «Я шпионю» (детектив с выходом в реальную внешнюю
политику). Есть и то, о чем у нас речь,- «Бегство в фантастику» («через мир хоббитов и
Маленького принца» - к важнейшим и реальнейшим вещам: любви, дружбе, верности,
взаимоуважению»).

Шедевры Толкина и Сент-Экзюпери и книги второго ряда, та «литература современных
писателей», которую выбирает поколение Влады,- фэнтези, самая ходовая сегодня
разновидность фантастики. А есть еще и научная («твердая») фантастика, и она недавно
обогатилась интереснейшей трилогией Николая Горькавого «Астровитянка». Автор –
мой коллега, известный астроном и, как оказалось, отличный писатель. Подарил мне
книгу другой коллега, Тимур Крячко, который несколько лет просидел у нас на горе и
на наших глазах превратился из любителя в профессионала-наблюдателя экстра-класса.
В ноябре прошлого года он открыл – впервые в истории отечественной астрономии –
потенциально опасный астероид.

Вообще-то Тимур всего лишь сообщил, что вещь стоящая и доступная для чтения в
интернете, но настаиваю – это был подарок. Теперь и я таким же способом ее
раздариваю. А бумажную книжку впервые подержал в руках в Республиканской детской
библиотеке, на обсуждении «Астровитянки» с девятиклассниками школы №2.
Сотрудница библиотеки Любовь Хусеевна Хубиева уже несколько лет приобщает этих
ребят к искусствоведческой и художественной литературе (чем не учитель чтения?),
и я порадовался их отзывчивости на мысли автора и переживания его героев.

Мне «Астровитянка» была рекомендована как увлекательный детектив с ценным
набором научно-популярных вставок, и я приготовился выковыривать их, как изюмины
из булки. Но, начав читать, тут же забыл об этом, потому что оказался в живом, не
расчленяемом мире с очень симпатичными и как будто давно знакомыми людьми. И
даже просто знакомыми, Тимур Крячко - один из них, он и в далеком будущем занят
любимым делом, руководит молодежной обсерваторией, располагающей сетью
телескопов на Земле, Луне и даже на окраинах Солнечной системы. Основных же
героев три.

Никки Гринвич, ребенком лишившаяся родителей, покалеченная и запертая на
астероиде. Точнее, в уцелевшем жилом отсеке врезавшегося в астероид космического
корабля. На планетке Маленького принца травы и деревья каким-то чудом растут в
открытом космосе, у Никки – под куполом оранжереи. Зелень – пища и источник
кислорода, когда оранжерею повреждает метеорный рой, Никки едва не погибает.
Спасает ее – и тогда, и потом, среди людей - то, что она «мутант по гену любопытства».
Вероятно, переродившегося у нее в любознательность, которая, по Далю,- «желание
поучаться» (а любопытство, напротив, - нежелание). Другой ее талант – быть
счастливой. Она похожа на героиню Николая Чуковского, названную им
«Девочка Жизнь». Маленькому принцу «очень не хватало друга». У Никки он есть,
это компьютер, по праву носящий человеческое имя Робби. Он для нее и отец, и
лекарь, и учитель. А потом – на всю жизнь - приходит Джерри. Влада пишет об
«идеальном парне, нежном и добром, сильном и смелом, красивом и жутко
романтичном.» Все это (кроме жути – не вампир все-таки) есть и у Джерри, но мне
довольно и одной его отзывчивости. Вот пара строк из сцены его объяснения с Никки:
«- Ты потерял ко мне интерес?..
-…Тюкать еле ожившего ребенка своими переживаниями?... Это было бы просто
свинством. Все мои эмоции – ничто по сравнению с твоей жизнью и счастьем…»

Сюжетно, т.е. формой, а не содержанием, «Астровитянка» схожа с «Гарри Поттером»:
элитная школа, сиротство и уникальность героя, тайна его преследования. Но по
содержанию это «анти-поттер»: ничего волшебного, никакой магии и мистики. В
Хогвартсе летают на метлах (волшебных, разумеется!), в Школе Эйнштейна – на легких
крыльях, просто потому, что тяжесть на Луне в 6 раз меньше земной. «Согласно теории
ломаного пространства... Если учесть угол отклонения квантовых пучков…» - эта
наукообразная белиберда из «Ловушки для героя». Ничего подобного в «Астровитянке»,
конечно, нет, все факты и идеи совершенно достоверны. Они относятся к астрономии,
физике, биологии, социологии и к объединяющему все это системному мышлению.
Это не «научные отступления», они не отвлекают, вся книга – сплошной вдохновенный
гимн мышлению. Мысль побеждает бездумье и алчность, богатое и драчливое зло.

У Стругацких будущее – коммунизм. У Горькавого… Впечатляющий научно-технический
прогресс, города на Луне, виноградники на Марсе, обитаемые спутники Юпитера и
Сатурна, но достаточно состоятельные люди уже не простые олигархи, а короли и
королевы, а их наследники – принцы и принцессы. Уже нет армий и войн, но
терроризм еще свирепствует. Одна из династий стремится переделать мир под себя.
Убийство родителей Никки и Джерри, охота на них самих – детали зловещего проекта.
Они ученые, и их открытия предлагают цивилизации не ту дорогу, которая ей
намечена. Никки в инвалидной коляске смотрится как символ искалеченного
человечества. (Слабый отголосок: особняк в Кисловодске, образец высокого модерна –
новый хозяин заменил мелкие переплеты окон стеклопакетами, и дом ослеп.)

Я отличаю хорошую фантастику от плохой по наличию-отсутствию в ней «туннельного
эффекта». Без него не светило бы Солнце. В недрах его не настолько горячо, чтобы
ядра водорода могли брать разделяющие их потенциальные барьеры и сливаться в
ядра гелия. Но частица «туннелирует» сквозь барьер. Подобный эффект связывает и
вымысел с реальностью. Телевизор доносит мнение Патриарха Кирилла о Чернобыле:
«Господь мог и остановить руку оператора», а туннель – реплику Никки: а его
собственный головной мозг не мог?..

Еще один, злободневный, пример. Наш ЕГЭ и конкурс поступающих в Школу Эйнштейна.
Конкурс – грандиозное шоу, по накалу страстей, подогреваемых лучшими
комментаторами, сравнимое с финалом чемпионата мира по футболу. Наш экзамен
действительно единый, очки приносит лишь один вариант ответа. Тебе ближе другой
вариант? Вот и оставь его при себе! А суперкомпьютер Школы Эйнштейна его принял
бы, он не против расширения задачи, углубления в ее второй, третий планы:
оценивается не только твоя эрудиция, но и креативность. Последняя – козырь Никки:
в обычной школе она не провела ни дня, но за ее плечами «10 лет школы выживания».
Ее соперник за отведенное время ухитряется ответить на 25 вопросов исторического
блока и получает 300 баллов, Никки отвечает на один вопрос, но ее ответ оценивается
в 200 баллов.

В заметке Влады не забыта и русская классика, но проживает она как будто за границей
страны фэнтези. Туннель фантастики пробивает и эту границу. Никки, бьющаяся о
стальную переборку корабля и «слеза ребенка» Ивана Карамазова, системное
мышление и открытие Пьера Безухова: «сопрягать все эти мысли!». Даже из «Сумерек»
он выводит… к «Демону» Лермонтова. Там и тут любовь «чужого» (и, что, пожалуй,
важнее, любовь к «чужому»):
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой слезой!..

Влада пишет: «Пока что мы создаем в своем воображении свой, идеальный, мир». Уж
извините, мол, с возрастом, наверно, пройдет. Не должно пройти! Ключевое слово
найдено – создаем. Именно так, настоящее чтение – соавторство, со-творчество. А
творчество, пусть и «малое»,- надежная опора на всю жизнь… Когда не хватает слов,
выручает Поэзия. Вот подходящее стихотворение, компактное, энергичное, из каких
слов собрано и как каждое из них работает! Евгений Баратынский:

Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Душа певца, согласно излитая,
Разрешена от всех своих скорбей;
И чистоту поэзия святая
И мир отдаст причастнице своей.

Влада права: жалко тех, кто лишен этой причастности.

Буково, май 2011 Е.Ченцов
Subscribe

  • История по CNN

    Потрясла история Крыма по версии сегодняшнего CNN (начало информационной справки после статьи о Путине в крымском батискафе): "The peninsula became…

  • Библиотека вундеркинда: мощное пополнение

    Астрель выпустило в серии "Библиотека вундеркинда" книгу академика Михаила Гаспарова "Занимательная Греция". Книга известная, но в данной библиотеке…

  • Ирландец про русский космический характер

    Ирландский инженер Питер Редмонд: "Русские всегда были первыми в космосе. Это немудрено, вы ведь полгода живете как на Луне: без скафандра не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments