don_beaver (don_beaver) wrote,
don_beaver
don_beaver

Categories:

ЧТО НЕ ТАК С ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ?

Почему успех Гарри Поттера никак не повторяется? – настолько, что издательства сворачивают подростковые серии? (см. отличную статью Вадима Нестерова http://www.gazeta.ru/culture/2007/10/09/a_2228244.shtml)
Почему расходятся читательские ожидания и издательские предложения?

Потому что издатели подходят к изданию детской литературы с тех же принципиальных позиций, как к изданию взрослой. С теми же апробированными штампами.
Это ошибка.
Взрослая аудитория кардинально отличается от детской и подростковой.
Взрослые – это «СТАБИЛЬНАЯ ЖИЗНЬ» и «УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ».
Дети живут в режиме «ОЖИДАНИЯ БУДУЩЕГО» и «ГИПЕРИЛЛЮЗИИ».
Отсюда два совершенно различных взгляда на литературу (или более широко – на книги для чтения). Взрослые, живущие в угнетенном состоянии «известного завтра» и «узкого выбора», ждут от чтения:
1. Отдыха от рутины и забот – среди нестрашных приключений. (Донцова)
2. Рассказа о светлой любви, которой им не досталось. (Картленд и мириады прочих)
3. Повести о своей трудной жизни (например, офисного работника). (Минаев).
4. Увлекательного и ревнивого подглядывания в чужую кастрюлю (и др). (Робски)
5. Интеллектуального удовольствия (да-да, и такие взрослые встречаются)

Дети и подростки лишь недавно осознали себя личностями, соразмерными окружающим, - это чувство свежо, поэтому главным противостоянием, который их интересует – в том числе, и в книгах - является конфликт взрослеющего «Я» и чужого «МИРА». Он отражается в двух гранях:
- взаимоотношение «Я» с «ближним», «школьным», «тренировочным» миром: средой сверстников, друзей и одноклассников;
- конфликт личности с «дальним», но все более приближающимся «миром взрослых».

Взрослый читатель примеряет на себя маски книжных героев с улыбкой, возможно, с грустной. Он понимает, что не стал и не станет тарзаном, ковбоем или миллионером.
Он читает, шутя.
Подросток читает всерьёз.
Он примеряет на себя маски книжных героев с душевным трепетом. Вопрос не о неуместности юмора, вопрос в отношении к герою. Какие шутки – речь идет о жизни! Любимый герой должен приниматься всерьёз внутри смоделированного, книжного мира. Он должен быть там значим и важен. Во взрослой литературе он может быть пустышкой, бомжом или алкоголиком – в детской никак не возможно. Взрослая книга может кончится трагически – как в жизни, в детской финальный беспросветный трагизм не приемлем, потому что противоречит глубинной гипериллюзии - даже если она прикрыта цинизмом, - в которой живет подросток.

Издатели готовят книжки для школьников по тем же рецептам, что и взрослым:
А вот весёлый детективчик – как у Донцовой, только с детьми-героями. Отдыхай, юный читатель!
А вот гламурная книжечка про массовую школьную любовь – распусти слюни, дружок!

Теперь сравним:
Гарри Поттер – школьная история о взрослении подростка - о вживании его в школьную среду и во взрослый мир. Он ВАЖЕН и там, и там – его любят друзья, его благосклонности ищут министры, на него надеется всё волшебное сообщество – он спаситель мира. Такой мотив во взрослой и циничной книге будет встречен хохотом, в детской же пошел на ура. Жизнь героя трудна и опасна, но он - буквально заколдованный – всё преодолевает. Его принимают ВСЕРЬЁЗ – эта особенность героя совершенно необходима для детской книги.
Пренебрежение книжным героем смертельно обижает юного читателя, потому что отражает пренебрежение подростком в реальности. Игрушечные миры, в котором двигаются и целуются куколки барби-кены, или машут пластмассовыми мечами потешные персонажики-юные-детективы, или героини летают на волшебных контрабасах, тоже устраивают далеко не всех детей. Эти миры пронизаны НЕСЕРЬЁЗНЫМ отношением к читателю.

Итак, детский писатель, при всём чувстве юмора, должен быть серьёзным человеком, должен создавать героев из собственной крови и души, верить в них самому. Его главной целью должно быть не сочинение увлекательного сюжета, а – на его фоне – создание истории о взрослении героя, модели его светлого будущего, примера реалистичного поведения в мире, и решения домашнего задания «как стать счастливым».
Потому что дети, в отличие от взрослых, ещё верят в счастливое будущее.
И не детским книгам их разубеждать в этом.

Что же делать издателям, которые уже изнемогли от усилий найти золотую жилу, хотя исковыряли старательными ямами весь фэнтезийный пустырь?
Попробовать относиться к детям и подросткам всерьёз, не держать их за дебилов, а заставлять думать, делать книги познавательными и обучающими - во всех смыслах.
Вот табличка, которая позволяет утверждать, что потенциал серьёзной – научно-популярной и познавательной - детской литературы поразительно недооценен. «Карик и Валя» - это лишь один пример; «Приключения Электроника», набитые научной информацией об искусственном интеллекте и кибернетике, продаются не хуже. Но написана она была в 60-х годах!

Сравнение четырех проектов детской литературы.
Проекты / Количество книг / Средний тираж / Суммарный тираж / Цена книги / Доход на книгу / Доход проекта
_____________________________(млн)_________(млн)___________(руб)____(млн.руб)____(млрд. руб)
Дж. Роулинг
«Гарри Поттер»_____7__________1.3____________8.8____________200_______260_________1.76

Дм. Емец
«Таня Гроттер»_____12_________0.1____________1.2____________180________18__________0.22

Ян Ларри
«Карик и Валя»______1_________2.7*)___________2.7____________250_______675__________0.68**)

Энциклопедия
«Аванты»__________45_________0.33___________15_____________720_______240__________10.8


*) Начиная с 1986 года.
**) В ценах 2007 года.

Комментарии излишни! Будем надеяться, что издатели учтут реальность, данную нам в финансовых ощущениях.
Tags: Литанализ, Литкритическое
Subscribe

  • Курьер – дело тонкое

    Рецензия на "Курьера-619" от EXLIBRIS "Независимой газеты": "Новая книга Ника Горькавого – это яркий образец юношеской фантастики, которая одинаково…

  • Трояк на чай "Курьеру-619"

    Журнал "Мир Фантастики" опубликовал рецензию Евгении Юровой на "Курьера-619": "Ник Горькавый «Курьер-619»: где чего-то слишком много — жди…

  • Три рецензии

    Последняя неделя июля выдалась «жаркой» - в атмосфере сгущались облака от извержения курильского Райкоке, плюс навалилась корректура английского…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments