Почему расходятся читательские ожидания и издательские предложения?
Потому что издатели подходят к изданию детской литературы с тех же принципиальных позиций, как к изданию взрослой. С теми же апробированными штампами.
Это ошибка.
Взрослая аудитория кардинально отличается от детской и подростковой.
Взрослые – это «СТАБИЛЬНАЯ ЖИЗНЬ» и «УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ».
Дети живут в режиме «ОЖИДАНИЯ БУДУЩЕГО» и «ГИПЕРИЛЛЮЗИИ».
Отсюда два совершенно различных взгляда на литературу (или более широко – на книги для чтения). Взрослые, живущие в угнетенном состоянии «известного завтра» и «узкого выбора», ждут от чтения:
1. Отдыха от рутины и забот – среди нестрашных приключений. (Донцова)
2. Рассказа о светлой любви, которой им не досталось. (Картленд и мириады прочих)
3. Повести о своей трудной жизни (например, офисного работника). (Минаев).
4. Увлекательного и ревнивого подглядывания в чужую кастрюлю (и др). (Робски)
5. Интеллектуального удовольствия (да-да, и такие взрослые встречаются)
Дети и подростки лишь недавно осознали себя личностями, соразмерными окружающим, - это чувство свежо, поэтому главным противостоянием, который их интересует – в том числе, и в книгах - является конфликт взрослеющего «Я» и чужого «МИРА». Он отражается в двух гранях:
- взаимоотношение «Я» с «ближним», «школьным», «тренировочным» миром: средой сверстников, друзей и одноклассников;
- конфликт личности с «дальним», но все более приближающимся «миром взрослых».
Взрослый читатель примеряет на себя маски книжных героев с улыбкой, возможно, с грустной. Он понимает, что не стал и не станет тарзаном, ковбоем или миллионером.
Он читает, шутя.
Подросток читает всерьёз.
Он примеряет на себя маски книжных героев с душевным трепетом. Вопрос не о неуместности юмора, вопрос в отношении к герою. Какие шутки – речь идет о жизни! Любимый герой должен приниматься всерьёз внутри смоделированного, книжного мира. Он должен быть там значим и важен. Во взрослой литературе он может быть пустышкой, бомжом или алкоголиком – в детской никак не возможно. Взрослая книга может кончится трагически – как в жизни, в детской финальный беспросветный трагизм не приемлем, потому что противоречит глубинной гипериллюзии - даже если она прикрыта цинизмом, - в которой живет подросток.
Издатели готовят книжки для школьников по тем же рецептам, что и взрослым:
А вот весёлый детективчик – как у Донцовой, только с детьми-героями. Отдыхай, юный читатель!
А вот гламурная книжечка про массовую школьную любовь – распусти слюни, дружок!
Теперь сравним:
Гарри Поттер – школьная история о взрослении подростка - о вживании его в школьную среду и во взрослый мир. Он ВАЖЕН и там, и там – его любят друзья, его благосклонности ищут министры, на него надеется всё волшебное сообщество – он спаситель мира. Такой мотив во взрослой и циничной книге будет встречен хохотом, в детской же пошел на ура. Жизнь героя трудна и опасна, но он - буквально заколдованный – всё преодолевает. Его принимают ВСЕРЬЁЗ – эта особенность героя совершенно необходима для детской книги.
Пренебрежение книжным героем смертельно обижает юного читателя, потому что отражает пренебрежение подростком в реальности. Игрушечные миры, в котором двигаются и целуются куколки барби-кены, или машут пластмассовыми мечами потешные персонажики-юные-детективы, или героини летают на волшебных контрабасах, тоже устраивают далеко не всех детей. Эти миры пронизаны НЕСЕРЬЁЗНЫМ отношением к читателю.
Итак, детский писатель, при всём чувстве юмора, должен быть серьёзным человеком, должен создавать героев из собственной крови и души, верить в них самому. Его главной целью должно быть не сочинение увлекательного сюжета, а – на его фоне – создание истории о взрослении героя, модели его светлого будущего, примера реалистичного поведения в мире, и решения домашнего задания «как стать счастливым».
Потому что дети, в отличие от взрослых, ещё верят в счастливое будущее.
И не детским книгам их разубеждать в этом.
Что же делать издателям, которые уже изнемогли от усилий найти золотую жилу, хотя исковыряли старательными ямами весь фэнтезийный пустырь?
Попробовать относиться к детям и подросткам всерьёз, не держать их за дебилов, а заставлять думать, делать книги познавательными и обучающими - во всех смыслах.
Вот табличка, которая позволяет утверждать, что потенциал серьёзной – научно-популярной и познавательной - детской литературы поразительно недооценен. «Карик и Валя» - это лишь один пример; «Приключения Электроника», набитые научной информацией об искусственном интеллекте и кибернетике, продаются не хуже. Но написана она была в 60-х годах!
Сравнение четырех проектов детской литературы.
Проекты / Количество книг / Средний тираж / Суммарный тираж / Цена книги / Доход на книгу / Доход проекта
_____________________________(млн)_________(млн)___________(руб)____(млн.руб)____(млрд. руб)
Дж. Роулинг
«Гарри Поттер»_____7__________1.3____________8.8____________200_______260_________1.76
Дм. Емец
«Таня Гроттер»_____12_________0.1____________1.2____________180________18__________0.22
Ян Ларри
«Карик и Валя»______1_________2.7*)___________2.7____________250_______675__________0.68**)
Энциклопедия
«Аванты»__________45_________0.33___________15_____________720_______240__________10.8
*) Начиная с 1986 года.
**) В ценах 2007 года.
Комментарии излишни! Будем надеяться, что издатели учтут реальность, данную нам в финансовых ощущениях.